О финансах… и не только

12 марта 2022

1060

Завершаем серию публикаций об итогах 2021 года. Сегодняшний материал мы подготовили вместе с заместителем главы района Снежанной ЛУНЕВОЙ. Ее сфера ответственности – финансовая.

Снежанна Лунева

ПЕРВАЯ СТЕПЕНЬ КАЧЕСТВА

Любая финансовая система, и муниципальная – не исключение, крайне чувствительна к всевозможным рискам и внешним воздействиям.

Двухлетние пандемийные ограничения так или иначе повлияли на развитие всех отраслей экономики – а значит, и на состояние всей финансовой системы района.

И таких рисков всегда много, когда вдруг в экономические процессы вмешиваются внешние факторы и система даёт сбой. Тогда происходит то, что принято называть финансовым кризисом. В такие моменты очень важно оперативно среагировать и принять правильные управленческие решения.

Поэтому изначально мы ставили перед собой задачу – сформировать эффективную систему управления финансовыми рисками. И нам это удалось. Сейчас я могу с уверенностью сказать, что финансовая система нашего района характеризуется высокой степенью стабильности и устойчивости.

Таких результатов мы добились прежде всего благодаря грамотному бюджетному планированию, а также за счёт формирования резерва финансовых ресурсов. И политически, и экономически это оказалось правильным решением. Поэтому даже в условиях пандемии район не только не скатился в «финансовую яму», но и продолжает стабильно развиваться.

Соответствующую оценку мы получили и на региональном уровне – три года подряд по итогам проведенного администрацией области анализа нашему району присваивается первая степень качества управления муниципальными финансами.

Консолидированный бюджет Рыльского района по итогам 2021 года составил по доходам 1 миллиард 317 миллионов рублей, по расходам – 1 миллиард 376 миллионов рублей. Объём собственных доходов районного бюджета в 2021 году – 254,5 миллиона рублей.

Значительную часть доходов районного бюджета составляет финансовая помощь

из федерации и региона: дотации, субвенции и субсидии, предоставляемые нам на безвозмездной и безвозвратной основе. Общий объём межбюджетных трансфертов нашему району в 2021 году составил 738,9 миллиона рублей, в том числе дотации – 21,8 миллиона рублей, субвенции – 593,6 миллиона рублей, субсидии – 123,5 миллиона рублей.

Субсидии представляют для нас особый интерес. Именно этот вид финансовой помощи используется для софинансирования строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов инженерного и социального назначения.

 

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ

Основная и главная наша задача – повышение уровня жизни населения, в том числе посредством реализации национальных проектов. В 2021 году реализовывались их три: «Образование», «Жилье и городская среда» и «Экология». Все были синхронизированы с муниципальными программами и софинансировались из федерального, областного и местных бюджетов.

В рамках нацпроекта «Образование» на реализацию федеральных проектов «Современная школа» и «Цифровая образовательная среда» направлено в 2021 году около 8 миллионов рублей. На эту сумму закуплено учебное и цифровое оборудование в школы района.

В ходе реализации национального проекта «Жилье и городская среда» городом Рыльском, Ивановским и Малогнеушевским сельсоветами выполнены работы по благоустройству общественных и дворовых территорий на сумму 7,6 миллиона рублей.

По нацпроекту «Экология» администрацией Рыльска произведена закупка контейнеров для раздельного накопления твердых коммунальных отходов на сумму 6,7 миллиона рублей.

Работу по реализации национальных проектов будем продолжать. Это хорошая возможность с участием федеральных и региональных средств улучшить материально-техническое обеспечение наших образовательных организаций, а также обустроить общественное пространство, дворы многоквартирных домов для удобства и комфорта жителей.

В 2022 году направим на реализацию нацпроекта «Образование» 7,2 миллиона рублей. Участие в нем принимают Костровская школа (федеральный проект «Современная школа») и городские школы №2, №4 и №5 (федеральный проект «Цифровая образовательная среда»).

Благоустройство общественных территорий в рамках национального проекта «Жилье и городская среда» планируется в Ивановском сельсовете на сумму более 2 миллионов рублей (второй этап благоустройства Центрального парка в Ивановском на улице Гора Льговская) и в городе Рыльске с объемом финансирования 5,6 миллиона рублей (пешеходные коммуникации на улицах Кирова и Свободы).

Также в ходе реализации данного нацпроекта в городе запланированы мероприятия по переселению семей из аварийных многоквартирных домов с объемом финансирования более 35 миллионов рублей.

Кроме того, в рамках нацпроекта «Жилье и городская среда» городу Рыльску как победителю всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды в категории «малые города» выделены из федерального бюджета на 2022 год средства для благоустройства Советской площади – исторической части Рыльска. Общая стоимость работ составит 62,3 миллиона рублей. Сейчас городской администрацией по итогам проведенных конкурсных процедур изготавливается проектно-сметная документация на выполнение работ. На эти цели из городского бюджета выделено 5 миллионов рублей.

В социальных сетях губернатор Роман Старовойт в наглядной форме подвел итоги минувшего года по каждому из районов

 

СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА И РАЗВИТИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ

Семьдесят восемь процентов расходов районного бюджета в прошлом году было направлено на содержание и развитие социальной сферы, в том числе на образование – 637,3 миллиона рублей. Это сегодня наш непререкаемый приоритет по понятным причинам: рыльское образование – из самых объемных в регионе. На выплату заработной платы направлено в прошлом году 502,2 миллиона рублей, на текущий ремонт, противопожарные мероприятия, подготовку школ к отопительному сезону и к летнему отдыху детей – 4,5 миллиона рублей, на льготное питание школьников – 13,4 миллиона рублей, противоковидные мероприятия – 0,9 миллиона рублей. Максимально стараемся финансово поддерживать наши школы, детские сады, организации дополнительного образования.

На отрасль культуры в прошлом году из районного бюджета направлено 47,8 миллиона рублей, в том числе на развитие библиотечной системы – 24,7 миллиона рублей, на содержание районного центра культуры и досуга и проведение культурно-массовых мероприятий – 16,8 миллиона рублей. Объём финансирования на выплату заработной платы работникам сферы культуры (с учетом поселенческих домов культуры) составил в прошлом году 61,2 миллиона рублей

Еще одно очень важное направление расходов – это меры социальной поддержки и выплаты отдельным категориям граждан. В прошлом году на эти цели израсходовано 112,4 миллиона рублей.

На реализацию молодёжной политики, физическую культуру и спорт направлено 4,1 миллиона рублей.

При формировании и исполнении бюджета делаем особый акцент на развитие инфраструктурной сети района: газ, водоснабжение, теплоснабжающие объекты, дороги.

В прошлом году на строительство и ремонт автомобильных дорог в сельской местности, объектов газо- и теплоснабжения израсходовано 120 миллионов рублей, из них 104,7 миллиона рублей – средства финансовой помощи из области и 15,3 миллиона рублей – средства районного бюджета.

В 2021 году 7,9 миллиона рублей из бюджета района направлено на изготовление проектной документации для строительства и реконструкции объектов инженерной, социальной и транспортной инфраструктуры. У нас готовы и прошли госэкспертизу три проекта по дорогам (к поселку Учительскому, к будущему центру имени Даниила Гранина в Пригородней Слободке, по верхней улице села Октябрьское), два – по газоснабжению (в селе Мазеповка и в поселках Зеленино и Зеленинский) и один – по водоснабжению (село Бегоща). Ещё один проект на строительство объекта водоснабжения в хуторе Красный Пахарь сейчас проходит государственную экспертизу.

Дорожный фонд районного бюджета в прошлом году составил 31,4 миллиона рублей, из них 20,6 миллиона рублей – региональные средства и 10,8 миллиона рублей – средства районного бюджета. Только на содержание сельских автодорог в прошлом году выделено 5,8 миллиона рублей. Обычно эта сумма составляла не более 2,5 миллиона рублей в год. Решение об увеличении более чем в два раза объемов финансирования на содержание дорог было принято главой района Андреем Лисманом с учетом большой протяженности сети автомобильных дорог в нашем районе. К сожалению, не все они отвечают нормативным требованиям.

На 2022 год запланировано в бюджете района 23,2 миллиона рублей на софинансирование мероприятий по строительству, реконструкции и ремонту автомобильных дорог, сетей газо- и водоснабжения, объектов теплоснабжения. Из региона и федерации планируем на эти цели получить субсидию в сумме 150,7 миллиона рублей. На проектирование в текущем году запланированы средства в сумме 13 миллионов рублей.

Сейчас активно работаем с профильными комитетами областной администрации по вопросам субсидирования из регионального бюджета.

Городу Рыльску уже на этот год выделено 64 миллиона рублей на ремонт городских автомобильных дорог.

 

БЕССПОРНЫЙ ПРИОРИТЕТ

Вопросы обеспечения безопасности всегда были для нас бесспорным приоритетом и стоят на особом контроле у главы района. Охрана всех районных образовательных организаций обеспечивается частными охранными предприятиями, на эти цели в прошлом году израсходовано 3,9 миллиона рублей, на 2022 год запланировано уже 6,9 миллиона рублей.

Более 15 миллионов рублей выделено в 2021 году на обустройство пешеходных переходов около школ для безопасности наших детей.

По инициативе главы района в рамках построения системы «Безопасный город» и в ходе реализации муниципальной программы по профилактике правонарушений в 2021 году установлены системы уличного видеонаблюдения на сумму почти 2 миллиона рублей в районе Хомутовского поворота, на площади Маяковского в Рыльске и в Боровском (в районе бывшего поста ГИБДД). Такие меры способствуют не только повышению раскрываемости правонарушений, но и обеспечению безопасности дорожного движения, а главное – выполняют профилактическую и предупреждающую роль.

По поручению губернатора Романа Старовойта занимаемся подготовкой документации для создания в районе муниципальной автоматизированной системы централизованного оповещения населения. Наш район – приграничный, и такая система необходима на случай чрезвычайных ситуаций, военных действий, возможных террористических актов. Проект создания системы оповещения разработан в прошлом году за счет средств районного бюджета (300 тысяч рублей). Согласно проекту стоимость создания самой системы оповещения населения составляет почти 9 миллионов рублей. Конечно, для нашего бюджета это значительная финансовая нагрузка. Рассчитываем на субсидирование из региона на указанные цели.

 

ПОМОЩЬ МУНИЦИПАЛИТЕТАМ

В 2021 году средства финансовой помощи из региона были направлены не только в район, но также городу и сельским поселениям. Такая финансовая поддержка из области составила в прошлом году 232,6 миллиона рублей: дотации – 48,4 миллиона рублей, субвенции – 1,4 миллиона рублей, субсидии – 182,8 миллиона рублей (в том числе 155,9 миллиона рублей – на ремонт автомобильных дорог в Рыльске).

Наши муниципалитеты, входящие в состав района, не остаются и без помощи районного бюджета. В прошлом году мы выделили более 7 миллионов рублей на оказание безвозмездной финансовой помощи сельским поселениям для решения вопросов местного значения.

Традиционно помогаем городу – это наша принципиальная позиция. Рыльск – административный центр района, и нам очень важно, чтобы жизнь горожан становилась более комфортной. За последние два года городу выделено из районного бюджета 6,5 миллиона рублей, в том числе почти 5 миллионов рублей – это кредиты и 1,5 миллиона рублей – безвозвратные трансферты.

По ходатайству главы города Рыльска нами принято решение об отсрочке возврата городом кредитов в районный бюджет. Высвободившиеся лимиты бюджетных средств, которые город планировал для оплаты кредитных обязательств в этом году (около 5 миллионов рублей), руководство Рыльска сможет направить на решение вопросов городского хозяйства.

А в конце прошлого года в безвозмездное пользование городу предоставлена коммунальная дорожная машина, приобретенная районом, стоимостью почти 6 миллионов рублей. На страницах районной газеты мои коллеги уже рассказывали об этом. Хочу отметить, что вариант предоставления машины городу в аренду сразу был исключен главой района как неприемлемый. Андрей Владимирович принял решение безвозмездно передать коммунальную технику. Это и понятно, поскольку машина используется для обслуживания городских дорог – это вклад района в обеспечение комфорта, безопасности, жизни и здоровья жителей города. Кстати, благодарю районный депутатский корпус, особенно тех депутатов, которые представляют городскую территорию, за поддержку нашей инициативы при решении данного вопроса.

 

ВСЕ ПРОЦЕДУРЫ СОБЛЮДЕНЫ

Бюджет района на 2022 год принят депутатами 22 декабря прошлого года. Прогнозируемый объем доходов – 942,3 миллиона рублей, расходов – 1046,7 миллиона рублей. Бюджет традиционно социально ориентирован: 82 процента расходов (854,3 миллиона рублей) – это социальная сфера, в том числе образование – 644,8 миллиона рублей, культура – 55,1 миллиона рублей, социальная политика – 152,7 миллиона рублей.

На выплату заработной платы работникам бюджетной сферы, в том числе на исполнение указов президента, запланировано в этом году 567,9 миллиона рублей (образование – 497,6 миллиона рублей, культура – 70,3 миллиона рублей).

Более 5 миллионов рублей направим на отдых и оздоровление детей. По сравнению с прошлым годом эта сумма увеличена на 1,7 миллиона рублей.

В этом году более двух миллионов рублей выделено на оказание помощи молодым семьям в приобретении жилья (эти мероприятия софинансируются из федерального и регионального бюджетов).

Новое направление расходов в 2022 году (и тоже социального характера) – приобретение жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. До 2022 года эти полномочия выполняла областная администрация. В текущем году на эти цели из регионального бюджета нам запланирована субвенция в сумме 32,7 миллиона рублей.

Бюджет принимался в условиях пандемии, тем не менее, все необходимые процедуры нами были соблюдены, в том числе и публичное обсуждение проекта бюджета с представителями общественности.

 

НОВАЯ КОММУНАЛЬНАЯ СЛУЖБА

В конце прошлого года главой района Андреем Лисманом после консультаций с главами сельских поселений и с учетом их мнения принято решение о создании в районе единой организации, которая будет обслуживать объекты водоснабжения в сельских населенных пунктах. Это непростое решение.

Практика такова, что с 2015 года эти полномочия мы передавали администрациям сельских поселений. Из бюджета района муниципалитетам выделялись средства для их реализации. В прошлом году на полномочия в сфере ЖКХ нами направлено в сельские поселения 4,7 миллиона рублей. Понятно, что этих средств недостаточно. Причина – в длительном отсутствии целевого системного подхода к финансированию отрасли ЖКХ в постсоветский период.

В результате сейчас мы имеем в сельской местности изношенные коммунальные сети и практически полное отсутствие отлаженной системы взаимодействия с населением – потребителем коммунальных услуг. Такая ситуация практически во всех сельсоветах района, за исключением крупных муниципальных образований. Особенно остро эти проблемы обозначены в сфере водоснабжения. Поэтому главы сельских поселений единогласно поддержали инициативу главы района о создании одной сильной коммунальной организации.

Мы последовательно и обдуманно шли к централизации вопросов ЖКХ на районном уровне. В прошлом году нами проведен аудит жилищно-коммунального хозяйства района, около полумиллиона рублей направлено на корректировку и актуализацию схем тепло- и водоснабжения.

Решение о необходимости создания единой службы было принято уже после формирования бюджета на 2022 год, поэтому сейчас мы вносим в него корректировки. Планируем около десяти миллионов рублей направить на приобретение специализированной коммунальной техники для новой организации. Также понимаем, что первые 2–3 года она будет нуждаться в серьезной «подпитке» из бюджета района, поэтому сейчас изучаем механизмы субсидирования отрасли ЖКХ, при этом используем опыт коллег и в нашей области, и в других регионах.

Организация уже создана и зарегистрирована, называется она МУП «Коммунальные сети», назначен руководитель, сейчас подбираются кадры, и в ближайшее время новое предприятие начнет полноценно функционировать.

Вместе с тем мы понимаем, что без формирования серьезной технической базы будет крайне сложно. И это большая проблема, так как специализированная коммунальная техника очень дорогостоящая. Собственных финансовых ресурсов нашего бюджета, безусловно, недостаточно, чтобы полностью обеспечить район современной коммунальной техникой.

Полагаем, что в данном случае не обойтись без целевой поддержки из федерального бюджета. Глава района Андрей Лисман в первые рабочие дни января внес предложения в совет муниципальных образований Курской области о необходимости разработки федеральной программы, которая позволила бы муниципалитетам получать из федерального бюджета целевые субсидии на приобретение коммунальной техники. По нашему ходатайству такая инициатива была представлена главе региона. Надеемся, что эти предложения будут поддержаны губернатором и направлены в федеральный центр.

 

НОВОЕ КАЧЕСТВО УПРАВЛЕНИЯ

С вопросом централизации ЖКХ тесно связан и следующий – административно-территориальная реформа местного самоуправления. В декабре прошлого года в Государственную Думу внесен проект нового федерального закона, регламентирующего организацию деятельности органов местного самоуправления. Законопроект принят Госдумой в первом чтении, сейчас готовятся необходимые поправки.

В отличие от нынешней – двухуровневой – новым законопроектом предусмотрена уже одноуровневая система местного самоуправления. То есть все основные насущные вопросы населения «замкнутся» именно на районе. Переходный период предполагается с 1 января 2023 года до 1 января 2028 года.

Три недели назад я принимала участие во всероссийском совещании по обсуждению проекта закона на площадке союза российских городов в онлайн-формате. Количество участников было беспрецедентное – 783 муниципальных образования со всей территории нашей страны. Поступило очень много предложений от коллег. Такой интерес со стороны муниципалов вполне понятен, так как законопроектом предполагается масштабная реформа местного самоуправления, включая кардинальное изменение системы разграничения полномочий между муниципальными образованиями и регионом.

Очевидно, что пришло время что-то менять. Даже не что-то, а многое. Надо уходить от обычного стандартного подхода к функционированию управленческой системы на местах. Нужно идти вперед. В этих условиях именно районная власть должна продемонстрировать совершенно новое качество управления, а для этого необходимо применять более современные подходы к решению стратегически важных задач. Сегодня каждый сотрудник местной администрации должен понимать, что все мы не просто выполняем свой функционал на рабочем месте, но и участвуем в процессе управления районом, принимаем конкретные решения, от которых зависит развитие нашего муниципального образования. И здесь каждому нужно осознавать свою личную ответственность за происходящее в районе в целом. Поэтому на первый план выходят профессионализм и компетентность кадров в системе управления. И такие кадры у нас есть, в частности, финансовый блок нашего района представлен опытными, знающими профессионалами. Сегодняшние наши показатели – это во многом их заслуга.

Мы видим, что позитивные изменения и тенденции в нашем районе есть. И наша задача – ускорить их темпы. А это возможно только путём принятия грамотных и, главное, своевременных управленческих решений, которые в итоге будут иметь положительный эффект не только для экономики, но и для социального развития нашей территории, для улучшения качества жизни людей. Такие задачи перед нами ставят президент нашей страны Владимир Путин и губернатор Роман Старовойт. И эти задачи нам вполне по силам.

 

Читайте также