Жизненный принцип Аллы Ивановны

28 ноября 2020

890

Сердце женщины, пережившей своего ребенка, никогда не знает покоя. Ее сын погиб как герой, он – гордость семьи, своих военачальников, боевых товарищей, друзей по училищу, земляков… Но все это не может снять тяжелый, тяжкий камень с израненной души матери, несмотря на то, что прошло уже несколько десятилетий с того страшного дня, когда не стало ее Олега…

Алла Ивановна Сторьева частый гость на мероприятиях, проводимых с участием воинов-интернационалистов

Время не излечивает. Оно как лекарство ненадолго снимает острую, жгучую боль, но в минуты нахлынувших воспоминаний боль эта обостряется с новой силой, и нет средства, способного ее унять.

– В этом году у меня сплошные юбилеи, и практически все – горькие, – грустно вздыхая, рассказывает рылянка Алла Ивановна Сторьева. – В октябре исполнилось 60 лет со дня рождения сына, а весной была другая дата: 35 лет, как он лежит в земле сырой… Двадцать лет назад умер муж. Вообще нет уже многих моих родных людей. Конечно, я понимаю, что надо жить ради сына, хотя бы потому, что никто на земле не будет его помнить так, как мать. Но в памяти не стираются многие печальные эпизоды и тот страшный сон, который приснился мне накануне гибели Олега…

Да, «не властны мы в самих себе»… В годы безоблачной, счастливой жизни никто не может себе представить, что готовит ему всевидящая судьба. Аллочка родилась и выросла в семье, в которой было все, что очень важно и для детей, и для взрослых: любовь, забота, достаток. А когда человеку хорошо, душа его поет. Вот и отец девочки очень любил русскую песню. Ему посчастливилось побывать на концертах Козловского, Лемешева, Мордасовой, Шульженко… И любовь дочери к пению – от него, Ивана Кузьмича. А тепло домашнего очага поддерживала мама – Полина Тарасовна.

Успешно окончив среднюю школу в Дмитриеве, где она жила вместе родителями, Алла поступила в Курский пединститут на историко-филологический факультет. Получив диплом преподавателя русского языка и литературы, по распределению приехала работать в сельскую школу – в Макеево.

Здесь она и встретила своего будущего мужа. Николай тогда только что пришел из армии.

– По профессии он был борттехником – окончил рыльское авиационное училище, – уточняет Алла Ивановна. – А в селе мог устроиться на работу только шофером. Словом, попутешествовав немного, мы оказались в Ростовской области. Там, в городе Батайске, и родился наш Олег. Муж, уже окончивший филиал Киевского института гражданской авиации, работал в аэропорту, я – в школе рабочей молодежи.

Но все-таки звала Сторьевых домой родная земля, и они вернулись в Рыльск. Работали, получили квартиру. Здесь у них родился младший сын – Сергей. Годы пролетели незаметно. И вот уже их Олег, окончивший Рыльскую среднюю школу № 4, заявил о своем желании стать кадровым офицером. Поступил в Тульское высшее артиллерийское инженерное училище.

– По окончании его он вскоре и попал в Афганистан?

– Да. Его сразу направили в Туркестанский военный округ. К этому времени уже было принято решение о вводе ограниченного контингента советских войск в Афганистан. Олег был жизнелюбивым, жизнерадостным человеком. До сих пор он у меня перед глазами – с веселой улыбкой на устах. Он и нас пытался развеселить. Помню, возимся мы с мужем в гараже и вдруг слышим: «Разрешите доложить: курсант Сторьев прибыл в двухдневный отпуск!». Оказалось, Олег в училище отличился «на ремонтных работах». Сыновья наши с детства были приучены к труду. Есть фотография, на которой Олег в Афганистане сажает деревья – хотелось мирной жизни ребятам. Когда он туда попал, в своих длинных письмах домой как бы между прочим сообщал: «Нахожусь в зарубежной командировке, служба идет нормально». Он пробыл там почти два года, писал, что вскоре, в августе, будет «перевод в Союз».

В Республике Афганистан Олег Сторьев был начальником службы ракетно-артиллерийского вооружения, участвовал в десяти боевых операциях. Родители даже и не догадывались о проявленном им мужестве в феврале 1984 года, за которое он был награжден орденом Красной Звезды. Официальные документы свидетельствуют: «…Во время боевой операции группа солдат под командованием начальника штаба батальона оказалась отрезанной от основных сил. Лейтенант Сторьев, рискуя жизнью, зашел в тыл противника и огнем из автомата отвлек его внимание на себя. Благодаря его решительным действиям группа смогла выйти из окружения…».

Мемориальная доска Олегу Сторьеву на здании четвертой школы

Молодой лейтенант, попавший в афганское пекло, разминировал 300 мин, а на 301-ой из-за опрометчивости менее опытного товарища подорвался.

– Осторожно, – попытался предупредить он друга. – И это напутствие было последним словом Олега…

Матери сообщили не сразу. Печальная весть сначала полетела в училище. Но сердце Аллы Ивановны еще накануне гибели сына предчувствовало беду, она не находила себе места, потеряла сон. А когда, обессилев, уснула, погрузилась в густую темноту высоких сосен. Тщетно пыталась она увидеть солнце, хотя бы лучик. Нет, темнота становилась все гуще…

– Плохой сон, – однозначно определили ее знакомые, да она и сама это понимала.

За несколько часов до своей гибели, 28 апреля 1985 года, лейтенант Сторьев отправил домой поздравительную открытку: «Милые папа и мама! Дорогой братик! Поздравляю вас с Днем Победы. Желаю мира. Ваш Олег». Хорошая весть опоздала, плохая пришла раньше.

Анна Белунова

 

Читайте также