Зеркало, в котором отражаемся мы

31 мая 2021

933

Детей называют цветами нашей жизни, ее украшением. Но они – самые беззащитные члены общества и нередко подвергаются жестокому обращению взрослых, становятся зависимыми от их плохого настроения. Поэтому этот замечательный праздник проводится «с целью привлечь внимание взрослых к соблюдению прав детей на свободу мнения, образования, защиты от насилия».

Вопросам воспитания ребенка, формирования его мировоззрения, развития личностных качеств посвящены сегодняшние материалы газеты.

Вы, вероятно, замечали в детях удивительную способность к подражанию. Малыш, слушая вас, невольно делает такие же губы, глаза, повторяет ваши жесты. Соседский мальчик – прекрасно сложенный ребенок. И копия своего отца. Смешно видеть в пятилетнем Сашке степенность взрослого, медлительность, манеру держать руки за спиной, неторопливо ходить по комнате. Но самое потешное (по мнению соседей) слышать, как Сашка, подражая отцу, небрежно-снисходительно и грубовато обращается к матери: «Ну, мать, пошевеливайся».

Ребенок бессознательно подражает отцу. И лично мне как раз не кажется потешным соседский сын. Грустно при мысли, что он, возможно, и в пятнадцать, и в тридцать пять лет будет так же привычно (только теперь уже сознательно) обращаться к матери: «Ну, мать…».

Дети – зеркало жизни взрослых. Каковы мы есть, таковыми они и отражают нас. А когда станут взрослыми, тоже будут отражаться в ком-то маленьком. Моя коллега рассказывает:

– Я могу не спрашивать дочь, что она делала сегодня в детском саду. Нет необходимости интересоваться этим и у ее воспитателя, потому что сама дома все вскоре узнаю. Вот малышка рассаживает кукол и начинает «игру в детсад». Она сама – в роли воспитателя. И я слышу: «Ты как сидишь, грязнуля?». Эхо дня остается в моей дочери…

Уроки «воспитания», незаметно «преподанные» взрослыми, оказывают свое незапрограммированное влияние на детей. И, как видим, далеко не всегда положительное. Для детей более убедительны не возвышенные речи, а конкретные поступки взрослых. Я знаю школу, в которой часто и в меру проникновенно говорят о братьях наших меньших. Но в то же время там скворечников и кормушек для зимующих птиц не увидишь, а залетевшего в класс воробья ребята загоняют шапками до полусмерти. Очевидно, беседы так и остаются беседами, а деревца на школьном дворе сломаны, птичек здесь не берегут.

А вот другой пример. Отец (шофер) во время уборки свёклы иногда берет с собой сына с тайной надеждой приобщить его к своей профессии. В туманный сентябрьский вечер едут они по синеватому шоссе. За ними выстроилась колонна из грузовиков. Вдруг – резкая остановка. Через дорогу, перебирая лапками, пробегает ёж. Ослепленный светом машины, он сворачивается в неприступный комочек и остается на дороге. Отец уносит его на обочину. Этот эпизод тоже останется в памяти ребенка – в качестве примера о том, как важна помощь всем, кто в ней нуждается.

Известный педагог Василий Сухомлинский заметил, что «природа мозга ребенка требует, чтобы его ум воспитывался у источника мысли – среди наглядных образов, и прежде всего среди природы, чтобы мысль переключалась с наглядного образа на «обработку» информации об этом образе. Если же изолировать детей от природы, если с первых дней обучения ребенок воспринимает только слово, то клетки мозга быстро утомляются и не справляются с работой, которую предлагает учитель. А ведь этим клеткам надо развиваться, крепнуть, набираться сил».

Давайте постоянно помнить о том, что все мы прямо или косвенно являемся «наглядными образами» для растущего человека.

Ольга Лобанова,

внештатный корреспондент

 

Читайте также