Впереди – продолжение начатого

8 августа

1337

С директором Рыльского социально-педагогического колледжа Ольгой Ильиной мы встретились в межсезонье, когда занятия не проводятся, но полным ходом идет приемная кампания. Наш разговор был посвящен тому, как живет учебное заведение последние несколько лет – с тех пор, как Ольга Александровна его возглавила.

Ольга Ильина

– Давайте начнем с такой темы: как, по-вашему, что собой являет нынешняя молодежь, во всяком случае, те ее представители, которые учатся в вашем колледже? Как Вы их охарактеризуете: они талантливые, перспективные или для этого требуется «доработка» педагогов?

– Во все времена молодежь – это замечательные люди. У них уже есть небольшое прошлое, сформированное родителями, школой. Но главное – перед ними будущее, создавать которое для себя они станут уже сами.

Знаете, я не отношу к молодым людям только ребят, которые получают у нас непосредственно среднее профессиональное образование. Нам приходится работать с детьми от трех лет. А наш педагогический состав, вне зависимости от возраста… Всем им приходится чему-то учиться – разве это не молодежь?

Так или иначе, нынешние представители юного возраста – люди удивительные. Они умеют то, чего не умеем мы. Я у них учусь и не стесняюсь говорить им об этом. И дело не только в современных гаджетах, которыми они, конечно, умеют пользоваться гораздо лучше нас. Я говорю о жизни в целом.

Они видят всё шире, они прагматичны, что для представителей старшего поколения в основном не свойственно. У них другие ценности и девизы, они хотят быть лучше в определенном направлении, они узконаправленны в отличие от нас: мы, помните, должны были знать все науки, они же четко определяют, что им надо в свои пятнадцать, шестнадцать, семнадцать лет, и четко следуют своему выбору. Плохо это или хорошо? Каждый может рассуждать по-своему. Я считаю, что это хорошо. Лучше быть специалистом в узком деле, но быть специалистом классным.

А еще они умеют сказать «нет». Молодые люди стремятся участвовать только в том, что им интересно, они разговаривают только с тем, кто принесет им пользу, кто обогатит их знаниями, опытом. Если этого не видят в педагоге, четко скажут ему «нет» и навстречу не пойдут.

Это жестко, нетерпимо? Может быть, но это позиция. И они не стесняются выражать свою позицию. Другое дело, надо корректировать способы выражения своего мнения – и тут уже важны как раз опыт и профессионализм педагога. Все эти традиционные вещи – учитель самый главный и звонок для учителя – это сегодня не проходит. Педагогу непременно нужно уметь контактировать и ориентироваться в складывающейся ситуации.

Нужно ли преподавателю быть с ними на одной волне, быть другом? Вот этого я бы не советовала. Я не хочу, чтобы студенты разговаривали со мной, как с подругой. Пренебрегать устоями, что я преподаватель, а ты – студент, ни в коем случае нельзя. Но их обязательно нужно понимать.

– В «Районных буднях» была опубликована информация о том, что в соцпедколледже увеличивается число бюджетных мест. А какой вообще конкурс при поступлении?

– Конкурс есть. В прошлом году на специальность «Физическая культура, спорт и фитнес» он составил 4,2 человека на место. «Учитель начальных классов», с учетом того, что была введена дополнительная группа, – 2,8. На «Дошкольное воспитание» у нас был конкурс 1,6 человека на место.

В этом году число бюджетных мест на две последние специальности возросло в два раза – по 50 человек. А вот на «Физическую культуру, спорт и фитнес» осталось на прошлогоднем уровне. Просто потому, что мы хотим на эту специальность отбирать лучших – так как являемся региональной площадкой по этой компетенции.

– Вступительные испытания физкультурники проходят?

– По закону об образовании есть ряд направлений, где до сих пор существуют вступительные испытания. Одна из таких специальностей – «Физическая культура». Сотрудничая с нашей детско-юношеской спортивной школой, учителями физкультуры районных школ, мы пришли к выводу, что надо приблизиться в испытаниях к стандартному комплексу ГТО. И сейчас наши вступительные испытания – это требования золотого значка.

– Как с конкурсом в нынешнем году?

– Уже есть. Конечно, меньше, чем в прошлом – из-за увеличения мест, но есть.

«Последний звонок» 2021 года

– Мы наслышаны, да и «Районные будни» часто публикуют информацию о том новом, что происходит в социально-педагогическом колледже. Давайте поговорим об этом подробнее.

– Предлагаю начать с хлеба насущного. Нам многое удается благодаря тому, что появилась возможность зарабатывать. Как известно, в рамках реализации национального проекта «Образование» в колледже заработали пять федеральных мастерских, что дало нам возможность привлекать внебюджетные источники финансирования. Мы проводим платные курсы для всей России по программе «Пять тысяч мастеров», уже второй год проводим курсы по национальному проекту «Демография» и благодаря этому каждый год увеличиваем заработанные средства. Например, в прошлом году заработали восемь миллионов рублей, за минувший период нынешнего – уже четыре миллиона.

– А можно поконкретнее об этих курсах?

– Существует площадка «Молодые профессионалы», чаще ее называют «Ворлдскиллс». Она занимается не только чемпионатами и выпускными квалификационными работами в виде демонстрационного экзамена. Есть еще и академические курсы для разных категорий. К примеру, для лиц предпенсионного возраста, для потерявших работу, для тех, кто ищет работу по специальности, для мам, воспитывающих маленьких детей.

Но для того, чтобы иметь возможность обучать и тем самым зарабатывать, нужно иметь соответствующую площадку, а также необходимо, чтобы все привлеченные преподаватели отучились по программе «Пять тысяч мастеров». И не просто так – нужно поездить по разным городам России. Мастерами они станут лишь в том случае, если по завершении программы сдадут демонстрационный экзамен не ниже чем на 70 процентов, а это, поверьте, очень нелегко.

У нас таких экспертов-мастеров на сегодня восемь. Все остальные преподаватели, я в том числе, прошли эти курсы.

И еще такой момент: мы готовим студентов, и на третьем курсе они сдают демонстрационные экзамены. ЕГЭ отдыхает по сравнению с ними. В соответствии с требованиями «Ворлдскиллс» задания сложные даже для высококвалифицированного преподавателя. А сдают эти экзамены ребята-третьекурсники! Наша задача – не натаскивать студентов на демэкзамен, а учить ребенка добывать знания, чтобы использовать на нем. И вот на четвертом курсе, когда наши воспитанники подходят к государственной итоговой аттестации, для них это уже совсем не сложно.

По такой схеме мы учим преподавателей физкультуры, а также по компетенциям «Дошкольное воспитание», «Начальные классы», «Охрана труда», «Социальная работа», а также по нашей новой специальности «Право и организация социального обеспечения». В этом году у нас два человека отучились в Казани, сдали на мастера – Александр Соловьев и Станислав Залужный, в Санкт-Петербурге – Дарья Михайлова. И мы вводим новую компетенцию, которой нет в области – «Преподавание технологии в школе». Так что у нас в этом году у первых в регионе будет еще одна площадка.

Мы приглашаем на повышение квалификации разные категории граждан. Оплачивает всё это «Ворлдскиллс». Один человек стоит довольно дорого. Например, за переподготовку – более 70 тысяч рублей, повышение квалификации – более 40 тысяч. Менее половины этих денег уходят на зарплату преподавателя, и она очень достойная – один час – 600 рублей на руки со всеми начислениями. Тогда как профессорский час в КГУ стоит 350–400 рублей.

Но не каждый наш преподаватель может этим похвастаться – к программе допускаются только те, кто прошел переподготовку, не все решаются сдать демонстрационный экзамен. Но мы уже подошли к той точке, что нет преподавателей, которые не прошли обучение. Благодаря этому мы все теперь понимаем, как нужно правильно строить учебный процесс, что брать, что делать для того, чтобы детям было комфортнее.

Итак, в рамках «Ворлдскиллс» мы теперь ведем очную переподготовку (дистанционный формат был только во время обострения пандемии). На сегодняшний день обучено 189 человек – люди из разных регионов России.

– Как распоряжаетесь заработанными деньгами?

– В первую очередь они идут на зарплату. Сегодня по этому показателю мы выгодно выглядим по сравнению со многими другими учебными заведениями региона. Дальше – на развитие: на сегодня у нас не осталось ни одного не компьютеризированного рабочего места преподавателя. Приберегли средства для монтажа охранной сигнализации с распознаванием лиц, причем не только в здании училища, но и в общежитии.

Восемь классов у нас полностью оборудованы, они отремонтированы. Мы смогли заменить отопительную систему во всем колледже – ведь она – с 1947 года. Ну и припасли деньги для общежития…

– Полагаю, речь об одном из общежитий аграрного техникума?

– Да, одно из них теперь наше. Дело в том, что Рыльский район – единственный в области (не считая Курска, конечно), где так широко представлено среднее профессиональное образование. Два таких заведения – наше и агротехникум – относятся к ведомству областного комитета образования и науки. В прошлом году вышло распоряжение, в соответствии с которым при каждом должна быть социальная база, в том числе – столовая и общежитие.

Давайте скажем честно: в социальном плане родители наших студентов, как правило, небогатые люди, некоторые семьи учат двух и более детей. Снятие квартиры в среднем обходится в 4-5 тысяч рублей в месяц, что большинству не по силам. Мы не могли дальше существовать без общежития.

Известно, что у агротехникума нет столовой. И вот по инициативе комитета образования мы подписали соглашение с руководством техникума: нам отдали маленькое общежитие, а их студенты смогут питаться в нашей столовой.

Сейчас приводим общежитие в должный вид: там есть, над чем работать, требуется большой ремонт, нужно поменять электропроводку, заняться системой пожаротушения. И всё возможное мы должны успеть сделать к началу нового учебного года. Для этого выполнен план капитального ремонта, сделана его экспертиза, подано заявление на уточнение бюджетных средств.

– Вы говорите: к новому учебному году. Так ведь осталось меньше месяца!

– Надо успеть хотя бы самое необходимое, в первую очередь – что касается безопасности. Чтобы что-то подделать, подкрасить, используем силы наших работников – у нас есть две единицы. Особых расходов при этом нет, получается не помпезно, но главное – чисто.

Кстати, знаете ли вы: чтобы оборудовать класс, мы объявляем конкурс среди студентов. По такому же принципу приводился в порядок и кабинет директора. В ходе голосования выбирается лучший проект – и так мы отремонтировали уже шесть классов.

Вообще, мы стараемся максимально привлекать детей к жизни колледжа, чтобы они понимали, что это их дом. Например, у нас есть доска пожеланий, где можно на стикере написать свое предложение. Так у нас появились, например, питьевые фонтанчики – дети, особенно физкультурники, обратили внимание на нехватку воды.

Есть и другие примеры. Скажем, девочка хотела научиться играть на гитаре и оставила свое пожелание на доске. Мы приняли на работу педагога дополнительного образования из школы искусств, и он обучал четверых человек. А вообще спектр дополнительных образовательных услуг у нас представлен восемнадцатью кружками и секциями – выбрать можно всё, что душе угодно.

– Вы упомянули о введении новой специальности, связанной с правоведением.

– Мы обновили лицензии и теперь получили право на ведение образовательной деятельности по специальности «Право и организация социального обеспечения». При этом мы постарались, чтобы преподавателями по ней были люди, которые занимаются правовой деятельностью. Если речь о налоговом законодательстве, – предмет ведет специалист из налоговой службы; работник пенсионного фонда преподает тему пенсионного обеспечения и так далее. Мы впервые пришли к тому, чтобы принять на работу тех, кто работает в ЮЗГУ – с этим высшим учебным заведением заключен договор на обучение наших студентов по этой специальности. Происходить это будет в удаленном формате. Мы сознательно идем на увеличение расходов, но полагаем, что выиграем в качестве.

Кроме того, есть еще одно новшество – колледж получил право на ведение образовательной деятельности по программам основного начального общего образования. И в 2022 году к нам придут двадцать первоклассников для обучения по программе «Лицей». Спросите, во что это обойдется родителям? А ни во что! Это просто общеобразовательная бюджетная школа. Но ее формат будет очень интересным.

Дети будут заниматься в мастерских, в полностью укомплектованных классах. Каждое место будет оборудовано, как и рабочее место преподавателя. И это будут занятия круглого дня. То есть родитель приводит утром своего ребенка, он попадает в образовательный процесс на весь день, с питанием, с дополнительными занятиями, и забирают его в 17 часов. Никаких домашних заданий, никаких тяжелых ранцев – всё находится здесь, в классах.

Вы спросите: почему это нельзя делать в школе? Можно, конечно. Но вопрос вот в чем: а как продолжится эта система в пятом классе? Мы берем первоклассников и занимаемся ими и после начальной школы.

– Это очень интересная тема. А не придется ли выпускникам лицея продолжать обучение именно в соцпедколледже?

– Представляете, именно это больше всего волнует родителей. Ни в коем случае! Наша задача – учить детей полноценно, раскрывать в каждом из них свои особенности. Ведь кто-то технарь, кто-то гуманитарий. Вот такая задача главная перед нами – распознать индивидуальности.

За оставшийся год мы будем готовить детей к учебе в нашем лицее. Как готовить? Обычно родители считают, что главное, чтобы ребенок к школе умел читать, писать, считать. Но это не самое главное! Наши дети не умеют думать и говорить – вот этому мы и будем учить их. И когда они придут в первый класс, они начнут учиться уже на хорошо удобренной почве, умея размышлять, отвечать на вопросы, говорить после того, как подумают.

– И каждый год будете набирать новый класс?

– Нет, он будет один, пока ребята не доучатся до пятого. А тогда снова наберем начальный, если всё сложится, как задумано.

Обращаю внимание: мы не экспериментируем на детях, это давно отработанная практика. Кстати: в первом классе у них будет один учитель, который научит грамоте и основным наукам, а со второго – преподаватели по разным предметам. К работе с этими детьми будем привлекать, конечно, своих специалистов, но исключительно тех, кто имеет опыт работы в школе или дошкольных учреждениях.

К примеру, преподаватель русского языка и литературы Ольга Шульгина много лет проработала в школе, она тянется к детям, ей это интересно. Ольга Воронкова долгое время работала в детском саду.

Повторяю: никакой платы за обучение взиматься не будет, все – за наши средства. А материальное обеспечение, питание – этим будет заниматься район, с его главой Андреем Лисманом есть взаимопонимание.

– Еще известно, что в соцпедколледже рыльские школьники занимаются по программе ранней профориентации. Что это?

– Да, с этого года у нас 81 человек занимается по ней, это дети 6–11-х классов школ нашего города. Первыми в Курской области они получат свидетельство государственного образца о своей самой первой профессии. Обучаются по программам «Вожатый» и «Помощник воспитателя».

Честно скажу: у меня была идея, но, к сожалению, отклика она не получила. Хотела в рамках этого проекта сделать программу «Рыльск – город мастеров». Сюда можно было бы привлечь сельскохозяйственный техникум и медколледж. Можно было бы привлечь и ребят, чтобы они получали первую профессию – каменщика, облицовщика, повара, санитарки.

Вот, скажем, давайте посмотрим на нашу обновленную Базарную площадь. Да, там стало красиво, но стоят эти павильоны пустые; хоть и закрытые, но в них каким-то образом уже накапливается мусор. Мы могли бы к августу провести там для рыльской детворы мастер-классы, предложить им занятия по душе. И, глядишь, кто-то заинтересуется, займется этим профессионально, станет самозанятым – сегодня это разрешается с шестнадцати лет. Разве не здорово? Но пока, увы, такое не случилось.

– Будут ли в этом году в Рыльске проводиться соревнования в рамках «Ворлдскиллс»?

– Приказом председателя регионального комитета образования и науки определены площадки для проведения регионального этапа международных соревнований «Ворлдскиллс».

На базе Рыльского социально– педагогического колледжа они пройдут по двум компетенциям: «Физическая культура, спорт и фитнес» (третий год) и впервые в области – «Преподавание технологии». Соревнования состоятся в ноябре, по четырем линейкам: основной состав (студенты колледжей), юниоры (обучающиеся 8-9 классов школ), навыки мудрых (преподаватели школ), «беби-скиллс» (обучающиеся 4-5 классов).

Кроме того, студенты рыльского колледжа будут участвовать в компетенциях «Дошкольное воспитание» (на площадке Обоянского колледжа), «Преподавание в младших классах» (на площадке Курского педагогического колледжа) и «Дополнительное образование» (на площадке Курского государственного политехнического колледжа).

Туристический фестиваль работников среднего профессионального образования, прошедший недавно под Рыльском, был организован нашим соцпедколледжем

– Читателям нашей газеты хорошо известно, что при соцпедколледже работает поисковый отряд, и что именно Вы были инициатором его создания. Расскажите, как это случилось?

– Эту идею я привезла из Калуги. Там со мной работала учительница Надежда Васильевна Комбарова – она очень серьезно занимается этой темой, за что награждена Министерством обороны. Вот она-то меня и приобщила к поисковому движению.

Приехав в Рыльск, я задумалась: а почему у нас такого нет, ведь здесь есть чем заниматься. И нашла единомышленников: Павел Зиновьев (он тогда еще работал у нас), Владимир Петренко, наши сотрудники Владимир Винидиктов, Сергей Хромыченко и, конечно, студенты.

Поисковый отряд «Звезда» – не отряд нашего колледжа, он районный. Но так случилось, что его обеспечение целиком лежит на нашем учебном заведении. Костяк отряда – наши студенты, сложность в том, что год от года они меняются. Мы привлекаем внебюджетные средства для закупки определенного оборудования – и это, если говорить пафосно, для патриотического воспитания молодежи.

Был у нас такой студент – Дима. Сейчас он уже отслужил в армии, на днях приходил, была радостная встреча. В годы студенчества он был хулиганом: москвич, воспитывался дедушкой, характер – строптивый. Когда я пришла, он был второкурсником. Так вот он стал одним из первых, кто поехал на международную экспедицию во Ржев, на Калининский фронт. И представьте: возвращаются они оттуда, я их встречаю – интересно ведь! Выходит Димка – и я вижу, что вернулся совершенно другой человек. Он мне говорит: «Можете воспитывать меня, рассказывать об ужасах войны, я буду переживать – но это будет недолго. А вот когда мы подняли павшего бойца, я держу в руках череп и по зубам понимаю, что это примерно мой ровесник, вижу, что у него в руках граната, что он до последнего сражался – это переворачивает сознание». Восприятие патриотизма, безграничной любви к Родине, мне кажется, воспитывается именно так.

Со мной, бывает, спорят: нужна ли эта работа, зачем мы поднимаем солдат и беспокоим их останки. Всегда отвечаю словами поэта: «Это нужно не мертвым, это нужно живым. Случай с Димой – яркое тому подтверждение.

Этим обязательно нужно заниматься, я в этом совершенно убеждена. И прекрасно то, что есть люди, которые готовы помочь. Два человека, которые помогают нам постоянно – Сергей Носов и Спартак Мгдесян. Уже третий год мне не приходится ничего у них просить – они сами звонят и предлагают помощь. Низкий им за это поклон!

– Патриотическое воспитание – это, как мы знаем, еще и юнармейское движение, чрезвычайно развивающееся в последние годы.

– В этом направлении также сыграл большую роль Павел Зиновьев. Сейчас он у нас не работает, мы взяли молодого специалиста-историка.

Немного у нас оно приутихло. Знаете, почему? Основным атрибутом юнармейского движения является форма, которая стоит порядка 17 тысяч рублей. Честно говоря, мы не можем себе позволить брать с родителей наших студентов такие деньги, ведь для многих это неподъемная сумма. И потом: неужели форма – главное? Она нужна, это воспитывает, дисциплинирует. Но не дороговато ли? А если уж так, то можно было бы предусмотреть какое-то финансирование…

– Сейчас лето, пора практики. Мы знаем, что студенты Рыльского социально-педагогического колледжа проходили ее в «Артеке» и «Орленке».

– Раньше мы ограничивались прохождением практики после третьего курса лагерями детского отдыха с постоянным пребыванием детей в Курской области. В 2019 году вышли за ее пределы и обеспечили наших студентов работой в лагерях Калужской области. А еще получилось направить их во всероссийские лагеря «Артек» и «Орленок», в разные смены. Даже давали возможность нашим студентам переходить на индивидуальный график учебы и ездить туда в межсезонье – осенью и зимой. С 2020 года два наших выпускника – на постоянной работе в «Артеке».

И сегодня нет препятствий, нас там ждут каждый год. А в этом году был замечательный проект в медвенском лагере «Березка», где работал наш педагогический отряд. Там мы действовали по программе ранней профориентации.

Должна сказать: это великолепный проект! Он предложен для внедрения и в нашем районе, но пока не получается. А в Медвенке мы его уже отработали, хотя это нелегко чисто территориально.

Так вот, с мастер-классами туда были приглашены многие учебные заведения Курской области. И были великолепные мастер-классы: кстати, наш аграрный техникум приехал с прекрасной программой. Участвовали базовый медицинский колледж, курский и обоянский педагогический колледжи. Мастерские спасательных работ, автотехнические специальности – всего восемнадцать колледжей, каждый день приезжали с несколькими мастер-классами. Это уже на раннем периоде позволило детям, отдыхающим в лагере, задуматься о будущей профессии и узнать ее не только со слов специалистов, но и на практике.

– Пару лет назад Вы как руководитель соцпедколледжа участвовали в разработке дорожной карты развития туризма в нашем районе. Как с этим обстоят дела сегодня?

– Мы тогда подготовили ее с директором нашего краеведческого музея Татьяной Рыковой, я видела, как реализовать этот проект и продолжаю видеть. Но развития его, к сожалению, сегодня не наблюдается.

В этой дорожной карте я четко выделила ту часть, которая должна быть выполнена силами колледжа, и свою часть мы воплотили в жизнь. Был заключен договор с областным центром туризма: третий год мы выпускаем инструкторов по туризму. Шаговые, велосипедные, водные маршруты разработаны, мы по ним ходим. Тесно сотрудничаем в этом направлении с преподавателем центра туризма Валерием Зюкиным. Всё это отработано, на всё выделялись денежные средства. К юбилею Победы у нас были тематические походы по местам боевых сражений.

Туристская деятельность активно продолжается и сейчас. К примеру, в эти дни наши второкурсники под руководством Валерия Петровича проходят туристские сборы в Карелии.

– Ольга Александровна, напоследок предлагаю обсудить такую тему. Вы – человек инициативный и целеустремленный, таких, как мне кажется, у нас не хватает во власти. Не хотели бы Вы поучаствовать в выборах хотя бы местного уровня, чтобы стать депутатом – городским или районным. Быть может, такое участие в работе власти помогло бы в реализации ваших инициатив, многие из которых, как мы видим, направлены на благо всех рылян, в первую очередь молодых.

– Вы знаете, нет, не хотелось бы. Я четко обозначила свою позицию и не намерена отступать от своих принципов.

Я умею отвечать за свои слова. Но говорю их только тогда, когда точно знаю, что я это сделаю. А когда всё зависит не от тебя, когда к твоим идеям не проявляют должного внимания – нет, мне это не интересно. Так что я категорически заявляю: ни в каких выборах участвовать не намерена.

– Тяжело совмещать нелегкую работу с заботой о семье?

– Конечно, тяжело. У меня дети, нужно выделять время для того, чтобы заниматься ими. Но оставлять любимое дело я не намерена. Знаю: есть недоброжелатели, но пусть они не надеются, что я проявлю слабость.

И еще точно знаю: намеченное на пять лет мы вместе смогли реализовать за три года. Впереди – продолжение начатого, воплощение в жизнь новых проектов. Благодаря профессионализму и энтузиазму коллектива, при активном участии студентов, родителей, партнеров, мы многого сможем добиться!

Юрий Козлов

 

Читайте также