В биографию планеты он вписал свою строку
Нынешней весной в Государственном Кремлевском дворце состоялось торжественное мероприятие, посвященное празднованию 50-летия начала строительства Байкало-Амурской магистрали. С полувековым юбилеем этой легендарной стройки поздравил ее участников и вручил государственные награды Президент России Владимир Путин.
«Поздравляю вас со значимой, яркой юбилейной датой: полвека назад был дан старт строительству уникального транспортного маршрута – Байкало-Амурской магистрали», – подчеркнул глава государства, обращаясь к присутствующим в зале Кремлевского дворца.
Владимир Путин также напомнил, что на рубеже столетий «БАМ помог открыть для российской экономики рынки Азиатско-Тихоокеанского региона, обеспечил надежный транзитный маршрут для всей Евразии, в единой связке с Транссибом стал по-настоящему стратегическим транспортным коридором не только национального, но и глобального значения».
В текущем году провозная способность магистрали составит почти 42 миллиона тонн.
«В этом году мы запускаем очередной, уже третий по счету, этап развития БАМа и Транссиба, повышаем пропускную способность Восточного полигона железных дорог, – добавил президент. – Как и наши предшественники мы реализуем этот проект с привлечением передовых технологий и инженерных решений, сформируем дополнительный спрос на продукцию отечественных машиностроительных и металлургических предприятий, на услуги строительного комплекса и целого ряда других отраслей».
На строительстве БАМа работали тысячи людей разного возраста. Активное участие в нем приняли и комсомольцы ХХ века. Многие молодые люди уезжали «в большую тайгу» сразу после состоявшегося в апреле 1974 года ХVII съезда ВЛКСМ, чтобы, как поется в известной песне, проложить магистраль от Байкала до Амура и вписать свою строку в биографию планеты. Среди строителей БАМа был и рылянин Святослав Ляхов. И сегодня мы с ним говорим о том незабываемом времени его юности.
– Святослав Иванович, как вы оказались на легендарной стройке ХХ столетия?
– Прежде на БАМ уехали мои родители. Они и сделали нам вызов. Я после службы в армии и окончания педагогического училища работал учителем физической культуры в первой школе города. Уже был женат, родился сын. Главная проблема, как это часто бывает, – жилищная. На предложение родителей откликнулся охотно: романтика обуревала и, конечно, хотелось заработать на жилье. Вот летом 1981 года мы с женой и маленьким сыном (ему еще года не было) отправились в дальнюю дорогу.
Прибыли в бурятский поселок Северомуйск. В бараке нам выделили комнатку. Меня определили в 11-й тоннельный отряд, который занимался прокладкой тоннеля через Северо– Муйский хребет. В основном в отряде работали профессионалы, у которых был опыт на строительстве метрополитена, они уже имели квалификацию. Меня поставили на откатку. Позднее стал машинистом электровоза.
– Росли по службе?
– В некотором роде. Вообще, работа была не только тяжелая, но и опасная. Глыбы висят… Что такое Северо-Муйский хребет? Это 15 километров. И надо целиком пробить. Пробивали его пять тоннельных отрядов: с востока, запада и три промежуточных ствола. Мы работали на восточном участке. Геологические условия очень тяжелые. Во время строительства Северомуйского тоннеля погибли 43 человека.
– Причины?
– За счет обрушения. Суть проходки – буровзрывные работы. Техника современная уже была – в основном японская. Но наше орудие – перфораторные молотки. Порода – скалистая. Сначала идет забуривание, потом закладывают взрывчатку, вяжется цепь… Мы уходим в специальное помещение рядом со штольней и там ждем взрыв. Более пяти метров породы захватывается. Час дается на проветривание. Потом начинается погрузка. Бетонирование не должно отставать от проходки.
Наш участок – три километра. Вот мы занимались прокладкой тоннеля через Северо-Муйский хребет. Я попал туда, когда как раз произошла долгожданная сбойка 11-го отряда с 22-м.
– Сколько лет Вам было на тот момент?
– Двадцать три года. Я уже упоминал о том, что позднее стал машинистом электровоза. Так вот курсы эти я окончил без отрыва от производства. В свободное время занимался восточными единоборствами.
– Была такая возможность?
– Конечно! Что собой представлял БАМ к тому времени? Работали общеобразовательная школа, школа искусств, детский сад, дом быта, клуб, столовая… Я активно занялся комсомольской работой – точнее, загрузили меня по полной программе. Стал командиром оперативного комсомольского отряда поселка Северомуйска. Мои товарищи из 11-го тоннельного отряда выдвинули меня кандидатом в депутаты поселкового совета. В 24 года меня приняли в члены КПСС. Я получил знак «Молодой гвардеец ХI пятилетки». На Доске почета был. Словом, мое становление как организатора произошло именно на БАМе.
– То есть Вы вспоминаете о том времени…
– Как о времени замечательном. У нас была отличная бригада. Юра Буров из Ленинграда, Саша Чупров из Саратова – наши барды. Они сочиняли песни, играли на гитаре. Помню, мы пели: «Ты не спеши – успеем тоже у телевизоров стареть./ Ну а сейчас всего дороже среди тайги нам песни петь». Был у нас и гимн Северомуйска. Вообще, бригада была интересная во всех отношениях: гитаристы, футболист, пенсионер, каратист… Под землей мы находились шесть часов, было время и отдохнуть.
– Словом, Вы не пожалели о том, что приехали на строительство Байкало-Амурской магистрали?
– Нисколько. Я видел, с каким энтузиазмом работали прибывшие из разных концов Советского Союза люди, и сам старался. А каким был подъем настроения, когда пошла рекордная проходка!
– И труд ваш хорошо оплачивался?
– Безусловно! Платили от проходки: сколько прошли – столько и получили. Зарплата доходила до 1300 рублей в месяц. Людей, как я уже говорил, влекли на БАМ и романтика, и желание заработать. Имел место еще один немаловажный фактор: целевые вклады. Мы помним, что в то время было сложно купить легковой автомобиль. И вот приезжает сюда человек, заключает договор (минимально на три года), указывает модель автомобиля, который хочет приобрести. Из каждой зарплаты у него вычитается определенная сумма – в зависимости от суммы приобретаемого автомобиля.
Вообще в целом обеспечение было отличное: одежда, питание… Все делалось для того, чтобы люди ехали на строительство БАМа. Представители из разных республик СССР, в том числе из ныне агрессивно настроенных Прибалтики и Украины, жили одной семьей.
Суровые погодные условия в молодости переносились легко, несмотря на 50-градусные морозы зимой и сильную жару летом. Ездили за ягодами – брусникой, голубикой, черникой… Как таковых дорог в то время еще не было – одни направления.
– У жены вашей тоже работа была?
– Да. Галина сначала работала медсестрой в детском саду, чтобы быть рядом с сыном, а позднее в 11-м тоннельном отряде – проверяла надежность бетона. А меня между тем избрали секретарем комитета комсомола БАМ-тоннельстроя.
– Процесс профессиональной реализации продолжался…
– Но… К сожалению, в 1984 году нам пришлось уехать: наш Ванечка трижды переболел пневмонией. И вот с той поры прошло сорок лет. Защемило сердце… Очень хотелось встретиться со своими ребятами. И вдруг узнаю об объявленном торжественном мероприятии по случаю 50-летия начала строительства БАМа. Как на него попасть? По телефону удалось связаться с депутатом Госдумы Ольгой Германовой. Спасибо Ольге Михайловне: благодаря ей я попал на празднование бамовского юбилея.
– Удалось встретиться с кем-то из старых друзей?
– Увы, нет. Хотя мы с водителем, который по распоряжению Ольги Михайловны всюду меня возил, приготовили плакат: поселок Северомуйск, 11-й тоннельный отряд. К сожалению, никого из своих я не встретил: было такое ощущение, будто приехал один из отряда и вообще из курян. А вот белгородцы – молодцы: держались группой, у них были шарфики с надписью: «БАМ-Белгород».
Конечно, мне бы очень хотелось вновь побывать там, где прошли три удивительных года моей жизни, рассказать новым проходчикам, как мы начинали строить Байкало– Амурскую магистраль.
– Чем занимались Вы после того, как вернулись со знаменитой стройки?
– Я продолжал интересоваться восточными единоборствами. Окончил Махачкалинский педагогический институт, факультет ушу. В Рыльске в свое время нам выделили спортивный зал, куда приходила заниматься молодежь. Правда, потом предприимчивые люди зал этот у нас отобрали. В конце 90-х годов создал казачью общину, видя в том несомненную пользу для государства: молодых людей нужно готовить к армии. Сейчас я пенсионер. Но возглавляю Курскую региональную молодежную общественную организацию «Молодежное казачье движение».
– Есть в вашей жизни то, чем Вы особенно гордитесь?
– Конечно. Я горжусь тем, что принимал участие в строительстве Байкало-Амурской магистрали, тем, что в биографию страны, планеты тоже вписал свою строку.
Анна Белунова