Удивительная женщина с нелегкой судьбой

21 мая 2022

1615

В субботу – 21 мая – коренная жительница Михайловки Александра Васильевна Самолетова будет отмечать столетний юбилей. За свою долгую и нелегкую жизнь ей пришлось пережить многое, но она научилась преодолевать трудности, переживать печали, справляться с болью потерь.

Видимо, благодаря твердому внутреннему стержню и незатухающей искорке в душе Александра Васильевна, несмотря ни на что, не потеряла интереса к жизни, по мере сил старается помогать родным по хозяйству и с нетерпением ждет, когда снова соберется вместе вся ее большая дружная семья.

Александра Васильевна – удивительная женщина с добрым и открытым сердцем, с отменным чувством юмора, эмоциональная и общительная. При нашей с ней встрече она рассказала, как на духу, все, что помнит о своей нелегкой жизни, ничего не утаила.

Родилась и выросла Шура Строгонова в Михайловке. Училась в местной школе. Муж ее тети был хорошим бухгалтером, который и научил ее всем тонкостям профессии. И даже собирался отвезти девушку в областной центр, чтобы там она окончила специальные курсы, но Александра отказалась. Говорит: молоденькая была, боялась всего.

Как-то, возвращаясь домой с работы – из Крупца, где восемнадцатилетняя девушка уже работала секретарем в финотделе, – Александра встретила своего будущего мужа. Он работал шофером, по дороге остановился и предложил довезти ее до дома. Девушка сначала отказывалась, боялась, но все же села в машину. По пути разговорились – оказалось, что парень тоже из Михайловки.

– Я сразу заметила, что понравилась ему. Ну, а что? Молодая была, красивая, полненькая, – с легкой улыбкой вспоминает Александра Васильевна.

«А ты в клуб ходишь?» – спросил он. «Редко, на работе устаю. Да и вечером с родителями побыть хочется», – ответила девушка. «Ты сегодня приходи, я буду ждать».

– Оказывается, он давно меня приметил и все обо мне разузнал. Мне Саша тоже приглянулся сразу. Парень-то видный, уже отслужил в армии. Так и начали встречаться. В сороковом году поженились, – продолжает Александра Васильевна. – Зимой у нас свадьба была, а летом эта война зашумела. В начале мая всех молодых мужчин из села призвали на полуторамесячные сборы. И мы – молодые женщины из Михайловки, Поспешевки, Викторовки – собирались и каждое воскресенье на свидание к ним в Боровское ходили. Нас там начальство уже знало, так что мужиков наших отпускали.

Но однажды ранним июньским утром в окно Александры Васильевны постучал ее брат: «Держись, Шурка, мужайся, я с плохой новостью. Нам в клубе объявили, что началась война. Собирайся, пойдем в Боровское, простишься со своим Сашкой, их вечером увозят на фронт».

– Мы успели, со слезами и тяжелым сердцем расставалась я с ним, как будто чувствовала, что больше никогда не увидимся. А в ноябре у меня родился сын Толик. Когда немцы пришли в село, из моего дома они сделали штаб какой-то, жили тут. Бежать мне было некуда, маленький ребенок на руках. А в голове только одна мысль: как бы выжить и дождаться мужа с войны, чтобы он увидел сына, чтобы вместе нам вырастить достойного человека. Вот и приходилось кормить, поить сатану эту. Плакала день и ночь. И жила одной надеждой вновь увидеть своего мужа, – со слезами рассказывает женщина.

Но было не суждено. В 43-м Александра Васильевна получила известие о том, что ее Сашка пропал без вести где-то в районе станции Маневичи Волынской области. В тот же год она потеряла свою мать.

– Немцы, сволочи, натянули сюда сыпного тифа. От него люди в деревне тогда умирали. Мама долго болела. Ей чуть больше сорока было, когда она ушла. Кроме меня, остались младшие брат и сестра. Помню, как война закончилась, солдаты домой возвращались. Деревенские идут по улице, навстречу – их мужики с фронта. А я с мальчиком на руках вместе с ними своего выглядываю, а его нет… Все кричат, песни поют, кто-то плачет от радости, обнимают друг друга. А я реву с горя… До последнего надеялась, что похоронку ошибочно мне принесли.

После войны Александра Васильевна работала в колхозе разнорабочей, вместе с односельчанами восстанавливали разрушенное хозяйство. Дома у нее всегда чисто и уютно было, на дворе хозяйство большое держала – корова, свиньи, куры, огород 50 соток. Подрастал сын Толик. На своих плечах сложно было все тащить. Поэтому, как посватался к ней Павел Самолетов с соседней улицы, она и согласились выйти за него замуж.

– Павел Иванович был на два года меня старше, красивый, только вернулся с фронта, вся грудь в медалях. Помню, взял он сына моего Толика на колени и спрашивает: «Ты будешь меня папкой звать? А я тебя сыночком! Знаешь, маме трудно одной». Наверное, таким отношением к сыну моему он и подкупил меня, – размышляет Александра Васильевна.

Жила семья дружно. С раннего утра до поздней ночи трудились, не покладая рук. Дома по хозяйству управиться нужно было, потом на работу в колхоз спешили. Один за другим рождались дети – еще трое сыновей и две дочки. В то время председателя нового с Украины к ним в село прислали, он рьяно начал отстраивать село. Для этих целей лес из Брянской области завозили. Павлу за его хорошую работу в колхозе дали новых бревен, из которых на месте старого построили новый большой дом с высокими потолками, чтобы всей большой семье хватало места.

Павел Иванович и Александра Васильевна вырастили своих детей воспитанными, культурными и образованными людьми. Все они со временем разъехались – кто в Омске обосновался, кто – в Москве. И только один сын остался в родной Михайловке.

Больше тридцати лет после смерти мужа Александра Васильевна жила одна, работала, занималась хозяйством, помогала воспитывать внуков и правнуков. Она все успевала, никогда не жаловалась, не выражала недовольства, ничего плохого никому не говорила. Настойчиво и упорно справлялась с теми испытаниями, которые послала ей судьба. Тяжело переживала Александра Васильевна смерть мужа и сына, но и это не сломило ее. И только семь лет назад стала бояться, да и здоровье уже подводить понемногу стало, поэтому и переехала к ней внучка Лена со своей семьей.

Не сдается возрасту Александра Васильевна, держится хорошо и на жизнь смотрит с оптимизмом. Ее глаза до сих пор светятся нетленным огоньком.

– Вот вчера вышла на улицу, а там в палисаднике трава какая-то желтая выросла. Так я, пока Лены не было, цапочку взяла, обушком землю побила, травку выдернула. Потихоньку один палисадник выполола, потом другой. Видишь, цветы какие красивые у меня, прямо душа радуется, глядя на них, – говорит долгожительница. – Но земля, скажу тебе, плохая, не разболелась еще, не разобьешь ее. Вот пионы перед домом обполола, а внутри – не могу, трудно. Придется ждать, пока Лена прокопает лопатой.

Еще прошлым летом Александра Васильевна помогала родным полоть огород, убирать урожай картофеля и остальных овощей. Но в этом году уже здоровье не позволяет в полной мере заниматься тяжелым физическим трудом. Тем не менее, она понемногу старается хоть что-то, но сделать.

– Бабушка в 97 лет упала в огороде, сломала руку. Врачи сомневались, что она срастется, но ничего, все зажило. Но все равно мы переживаем, поэтому не разрешаем ей работать. Сейчас кожа у нее очень нежная, любая царапина плохо и долго затягивается, – рассказывает внучка Лена. – А так она у нас – молодец! Кремень! До прошлого года еще ездила к дочке в Москву погостить, этим летом уже, конечно, не сможет. На могилы родных сама пешком ходит.

Очень любит Александра Васильевна читать. Зимой, когда заниматься ей нечем было, она все правнучкины книги перечитала, даже учебники по истории, географии, биологии.

– А в очках читаете или без? – спрашиваю я.

– Могу в очках, а могу и без них. Районку выписываю, уже и на следующее полугодие подписалась, и «Российскую газету». От корки до корки всё перечитываю. Заголовки прочитываю, а потом в голове держу, в какой очередности буду читать заметки, – отвечает Александра Васильевна. – Жалко, что День Победы в этом году не получилось отметить. Глава сельсовета Владимир Иванович Яношев приходил, поздравил, целую сумку подарков принес. А телевизор я не смотрю, плохо слышать стала, не всегда понимаю, о чем там говорят. И президент наш Путин меня со всеми праздниками поздравляет, открытки присылает, а мне – приятно.

– Сто лет – целая эпоха, Вам пришлось пережить столько всего за эти годы. А когда сложнее всего было?

– В войну. Ее, проклятую, боюсь я больше всего. Ты представляешь, немец в хате жил! И сейчас, когда со стороны Украины раздаются взрывы или выстрелы, у нас их сильно слышно, я пугаюсь. Неужели снова война? Господи, не допусти! Каждый раз так думаю. Не добили наши мужики тогда этих фашистов!

У Александры Васильевны большая и дружная семья – живы пятеро ее детей, уже выросли тринадцать внуков, шестнадцать правнуков и подрастают два маленьких праправнука. Женщина говорит, что и не думала, что доживет до столетнего юбилея. Ну а главный секрет ее длинной и активной жизни, как считает сама Александра Васильевна, заключается в неустанном труде. Упорство и стойкий характер всегда помогали ей справляться с трудностями. Она награждена несколькими медалями, имеет звание «ветеран труда». В свои годы она освоила мобильный телефон, часто разговаривает по нему с родными.

– Мне младшая дочка наказывает, чтобы берегла себя. А иногда такая тоска накатывает, кажется, что я только мешаю всем. Но тогда подходит ко мне правнук Пашка, поцелует, обнимет меня, и на душе легко так становится. Понимаю, что не зря живу я на белом свете сто лет, – говорит Александра Васильевна с легкой улыбкой…

Светлана Беседина

 

Читайте также