Трагедия семьи Фоменко

22 июня 2021

1014

Долгая, жестокая, беспощадная война принесла горе в каждую семью. Уходя на фронт, отцы и сыновья не знали, увидят ли они когда-нибудь еще своих родных. И пока советские солдаты героически сражались с безжалостным врагом на фронтах, в тылу мужественно, без сна, не зная усталости, трудились их жены и дети. Война своим суровым огненным дыханием опалила весь народ, оставила глубокий, неизгладимый след в душах людей. И до сих пор воспоминания о событиях тех страшных лет отзываются огромной болью в сердцах их потомков. Они бережно хранят в семейных альбомах пожелтевшие за долгие десятилетия фотографии и чудом уцелевшие документы военных лет.

Михаил Артемович Фоменко родился в 1887 году в большой крестьянской семье в деревне Валетовке. Тогда она входила в состав Крупецкого района. Он участвовал в Первой мировой войне, сражался на стороне большевиков в Гражданскую. Его дочь Анна рассказывала своим детям, что отец был начальником поезда. В мирное время Михаил Артемович работал председателем колхоза сначала в Яньково, а потом уже в родной деревне. Образования специального у него не было, но среди своих односельчан он считался грамотным, честным, справедливым человеком, его уважали, потому и доверили такую важную должность.

Его жена – Акулина Романовна – с раннего утра до поздней ночи трудилась в колхозе. Вместе с другими жителями деревни сеяла хлеб, заготавливала сено на корм животным, доила коров. Еще и детьми успевала заниматься.

Когда началась Великая Отечественная война, Михаила Артемовича не призвали в ряды Советской Армии, так как он уже не подходил по возрасту. Но сражаться за свободу родной страны забрали двух его сыновей. Один – Семен – пропал без вести, его фамилия есть в Книге Памяти Курской области, а второй – Павел – умер уже дома, после продолжительной болезни.

Перед оккупацией оставшихся в деревне жителей эвакуировали, но Михаил Артемович отказался, не мог он просто взять и оставить на поругание врагам свой дом, родной колхоз. Его дети вспоминали, что со станции Крупец селян увозили на поезде, в больших открытых вагонах.

Когда немцы оккупировали Валетовку, в дом к Михаилу Фоменко пришли полицаи и сказали, что ему нужно поехать в Крупец, чтобы там вместе с новой властью решить, какие культуры будут посеяны на колхозных полях. Деваться Михаилу Артемовичу было некуда, поэтому он согласился. Но, когда мужчина приехал в гестапо, располагавшееся в здании райисполкома, его вместе с другими неугодными селянами расстреляли за почтой, прямо на огороде.

На следующий день немцы снова пришли домой к семье Михаила Артемовича, выгнали всех на улицу, стали угрожать им оружием, сжигать вещи и документы. Тогда Акулина Романовна, уже знавшая о зверской расправе над мужем, подумала, что ее и детей ждет та же участь. Но фашисты по каким-то неизвестным причинам оставили их в живых.

Семье Фоменко, как и другим оставшимся в родной деревне, надо было как-то выживать в нечеловеческих условиях, под гнетом жестокого и бесчувственного врага. Акулина Романовна тогда тяжело заболела, ухаживала за ней 16-летняя дочь Катя, на нее в большей степени легли и домашние хлопоты.

– Страшно даже подумать, сколько всего они пережили, перенесли на своих плечах. Маленькие дети пахали огород на корове, испытали голод, вынесли холод, – говорит внучка Михаила Фоменко Валентина Пашкова. – Но самое ужасное, что расстрелянных тогда селян запретили хоронить. Их круглосуточно охраняли полицаи. Убитые, среди которых был и мой дед, около полугода лежали в том самом месте, где их настигли вражеские пули.

Из детей Михаила Артемовича Фоменко сегодня остался в живых только сын Николай. Он живет в Ростове-на-Дону.

Многочисленные внуки и правнуки не забывают о трагедии, случившейся в их семье во время войны. И единственное их желание, чтобы фамилия деда была увековечена на стеле, установленной в Крупце в память о погибших земляках.

Светлана Беседина

 

Читайте также