Тайна за семью печатями?

22 января 2022

680

В соответствии с Федеральным законом «О защите прав потребителей» устанавливается их право на приобретение товаров надлежащего качества, безопасных для здоровья, на получение информации о товарах и об их изготовителях. Каждый потребитель имеет право требовать возмещения причиненного вреда некачественными услугами или товарами…

В теории все замечательно. А как на практике? В принципе, во все времена поход по магазинам «вознаграждался» испорченным настроением. Но… Когда в нашу жизнь начала активно внедряться частная торговля, стали говорить, что вот теперь, дескать, культура обслуживания в торговых сетях будет на высоте. Но, вероятно, многим из нас уже пришлось убедиться в том, что далеко не всегда продавцы любезны с покупателями.

Хотя, возможно, и сами работники торговли могут возмутиться: как же быть обходительными, например, с теми, кто ворует? Воровство действительно имеет место, несмотря на установленные в магазинах камеры видеонаблюдения. Рассказывают, что «у магазинщиков даже есть понятие о некоем проценте потерь, закладываемом на такие кражи». И, тем не менее: кражи кражам – рознь. Некоторые покупатели в самом деле ведут себя подобно «зайцам» в общественном транспорте. И вряд ли они «переведутся»: у одних – просто диагноз: клептомания. У других – азарт: хозяева, мол, жируют, а у меня зарплата копеечная.

Но, случается, что в воровстве обвиняют тех, кто его, по всей вероятности, не совершал. Вспомним петербургскую бабушку-блокадницу, по старости забывшую заплатить за масло в магазине «Магнит». Женщину, которой более 80 лет, отправили в полицию, на пороге отделения она скончалась от сердечного приступа – возможно, вызванного чувством сильного возмущения за проступок, которого она не совершала.

Как выяснилось, в похожую ситуацию попадают и покупатели нашего маленького городка. Незадолго до нового года в редакцию «Районных будней» пришло письмо от рылянки Людмилы Киселевой: «Я зашла за покупками в магазин «Магнит Косметик» на улице Дзержинского. Когда выходила из магазина, что-то сильно запищало. Администратор Светлана Полищук грубо крикнула мне: «Стойте!». Подбегает ко мне: «Что у вас?». Выхватывает сумку, шампунь, который я купила, небрежно бросает на ящики. Сумку подносит к прибору – не пищит. Меня как током ударило: я поняла, что меня обвиняют в воровстве. Снимаю куртку. Администратор подносит ее к прибору – не пищит.

Я стала объяснять, что ничего не брала. Но Светлана Полищук не успокаивается, закрывает меня в своем кабинете и кричит продавцам: «Посторожите ее!». Я начала плакать от обиды и оттого, что собираются вызывать полицию… И вот вошли сотрудники полиции, росгвардии. Они сказали, что не имеют права меня обыскивать и предложили посмотреть записи камер видеонаблюдения. Администратор на это ответила, что «камеры не работают». Вызвали девушку из полиции, чтобы меня обыскала. Мне стало плохо. И тут Полищук говорит: «Поднимите ногу». И снимает с каблука моего сапога прицепившийся магнит. Подносит к прибору – пищит. Получается, что не по моей вине меня унижали, делали из меня вора. Неужели в сложившейся ситуации нельзя было разобраться по-другому?».

Когда мы позднее разговаривали с Людмилой Владимировной (автором письма), она рассказала, что после такой абсурдной ситуации, в которую попала, состояние здоровья ее ухудшилось, поднялось давление, напрочь испортилось предновогоднее настроение из-за нелепого предположения администратора магазина, что она может быть воровкой.

Даже если не возникают сомнения в искренности полученных писем, мы, проверяя их, обязательно учитываем мнение не только самих авторов, но и других участников конфликта. Естественно, хотелось встретиться и поговорить со Светланой Полищук. Но в магазине «Магнит Косметик» продавцы ответили, что она больше не работает.

– Уволили?

– Сама уволилась.

Девушка за кассой, читая предложенное мной письмо, утверждала, что «в воровстве Киселеву никто не обвинял».

– Зачем же тогда вызывали полицию?

– Она сама предложила ее вызвать. Все было совсем не так, как тут написано.

– А как?

Однако выяснить, как все было на самом деле, не удалось. Во время этого разговора к нам подошла еще одна девушка, назвавшаяся Ириной и представившаяся временно исполняющей обязанности директора магазина. Ни на один вопрос Ирина отвечать не стала, сославшись на то, что она сюда приезжает на работу из Курска и не в курсе имевшей место конфликтной ситуации. Знает только, что Светлану Полищук уволили.

Так, вероятно, все-таки была причина для увольнения? Но девушки в один голос заявили, что им запрещено давать комментарии прессе и даже сообщить координаты Светланы они не вправе.

– А кому разрешено? Кому из руководителей можно позвонить?

Ирина ответила, что ничье имя из руководства она не назовет (тайна за семью печатями?), равно как и номер телефона, а попробует позвонить сама. Через несколько минут исполняющая обязанности директора магазина сказала, что вышестоящее руководство отказывается давать какие-либо комментарии прессе.

– Ирина, может, вы объясните своим руководителям, что, отказываясь от общения с корреспондентом, они тем самым позиционируют себя в качестве виноватых?

Ирина пробует звонить еще раз. Результат – тот же…

А на сайте «Магнита» в обращении к «уважаемым покупателям» читаем: «Связь должна быть обратной, а забота – взаимной». Это как раз лишнее подтверждение тому, что в теории все отлично. Позиция «руководящего состава» «Магнита», мягко говоря, удивляет. Похоже, там не знают о существовании Федерального закона «О средствах массовой информации», в соответствии с 40-й статьей которого «Отказ в предоставлении запрашиваемой информации возможен, только если она содержит сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну».

Случившийся конфликт в Рыльске в «Магнит Косметик» – есть тайна? Интересно, какого рода. Тем более, что конфликт этот вышел за ее рамки, рыляне узнали о нем из соцсетей.

На выступления газеты, запросы журналистов без проблем отвечают руководители различных структур, чиновники разного уровня, включая главу района, губернатора. Президент регулярно дает пресс-конференции, во время которых отвечает на вопросы представителей всех СМИ. А вот руководство «Магнита» по непонятным причинам не считает нужным это делать. Но не ставит ли оно тем самым пятно на собственную репутацию?

Давно ведь не секрет, что «Магнит» утрачивает свою привлекательность, присущую ему в былые времена. Качество продовольственных товаров зачастую оставляет желать лучшего. Просроченный товар – тоже не редкость. Да и конкретно «Магнит Косметик» (судя по отзывам в интернете) перестает быть магнетизмом, притягательной силой для покупателей не только Рыльска, но и ряда других населенных пунктов области.

Так что, похоже, давно уже назрела необходимость руководству этой крупной сети магазинов России выступить в средствах массовой информации (имеем в виду не рекламу – в этом «Магнит» преуспевает) и рассказать о том, как оно намерено соответствовать запросам потребителей, улучшать культуру торгового обслуживания, в основе которой – вежливость, чуткость, компетентность, доступность персонала для покупателей, уровень мастерства работников…

Очень хочется надеяться, что лозунг еще советских времен «Продавец и покупатели! Будьте взаимно вежливы!» когда-нибудь обретет свое истинное значение.

Анна Белунова

 

Читайте также