Рота Дракина лихая…

21 августа 2021

1274

Пять лет назад, 2 июля 2016 года, были установлены побратимские отношения между Белыничским районом Могилёвской области Белоруссии и Рыльским районом. Очевидно, что судьбы наших регионов уже неоднократно пересекались. В том числе в тяжёлые годы Великой Отечественной войны. Примером этому может служить история 121-й стрелковой дивизии и судьба уроженца Белынич Якова Дракина, защищавшего Родину от фашистов, погибшего и похороненного на курской земле.

Яков Дракин

Яков Игнатьевич Дракин родился в деревне Головчин Белыничского района. В 1931 году его призвали в Красную Армию. Командование заметило талантливого парня и отправило его на обучение в школу младших командиров в Новозыбков, что под Гомелем. После её окончания Яков Дракин продолжил свою службу в звании старшины кавалерийского эскадрона. В 1939 году он отучился на курсах младших офицеров. В начале сентября того же года в Могилеве была сформирована 121-я стрелковая дивизия на базе 99-го стрелкового полка 33-й стрелковой дивизии. В её составе лейтенант Дракин принял участие в освободительном походе Красной Армии в Западную Белоруссию. До апреля 1941 года он командовал эскадроном разведывательного батальона, затем исполнял обязанности адъютанта начальника штаба 121-й стрелковой дивизии.

Дислоцировалась она в основном в Бобруйске, а отдельные её полки – в Рогачёве и Жлобине. В июне 1941 года это военное формирование перебазировалось в летний лагерь Обуз-Леснянский под Барановичами, где его застигла война.

Бойцы дивизии вступили в бой с немецко-фашистскими захватчиками 22 июня 1941 года на реке Щара около города Слоним, но были вынуждены отступить под массированными атаками гитлеровцев. В районе Барановичей дивизия попала под удар немецких танков и была разделена на две неравные части, которые впоследствии действовали самостоятельно. Красноармейцы отходили группами через леса на восток, вступая в отдельные столкновения с захватчиками, с боями пробиваясь из окружения. Многие были убиты или попали в плен. Некоторые стали партизанами.

Якову Дракину посчастливилось выжить в кровавом хаосе первых месяцев войны. Он пополнил новый состав 121-й стрелковой дивизии, вновь поспешно сформированной в Гомеле в августе 1941 года, и продолжил храбро сражаться с гитлеровцами в Смоленской, Орловской и Курской областях.

В начале 1942 года 121-я стрелковая дивизия заняла оборону в районе города Щигры северо-восточнее Курска. Лейтенант Дракин командовал 195-й отдельной разведывательной ротой, а затем стал начальником разведки всей дивизии. Бойцы его роты часто ходили в разведку, совершали дерзкие налёты на вражеские гарнизоны, захватывали «языков» и ценные военные документы.

Яков Дракин проявил свои лучшие качества в боях у села Русаново Черемисиновского района. Получив задание от командования дивизии разведать передовую линию обороны противника, он в течение двух суток вёл наблюдение и установил расположение огневых точек и дзотов немцев, разработал способы скрытного подхода к ним для ночного налёта. В ночь на 26 марта 1942 года рота Дракина стремительно атаковала вражеский гарнизон в Русаново. Красноармейцы убили более сотни немецких солдат и офицеров, взорвали девять дзотов, захватили трёх «языков» и ценные документы. Потери разведки: двое убитых и пять раненых.

В ходе ночного налёта 26 апреля 1942 года группа из 35 разведчиков под командованием Дракина преодолела реку у села Быстра и неожиданно атаковала немецкий гарнизон, уничтожив 45 гитлеровцев, захватив пять пленных, пулемёт и документы. В результате командование дивизии получило важную информацию о силах противника, его резервах и вооружении.

О военных успехах разведчиков Дракина писали в газете 40-й армии «За Победу» и фронтовой «За разгром врага». Сообщалось, что всего за четыре рейда в марте-апреле 1942 года «дракинцы» убили более 200 фашистов, уничтожили 10 дзотов и столько же укрепленных домов, два противотанковых орудия, захватили дюжину «языков» и несколько пулемётов. За мужественные и результативные действия командующий 40-й армией выразил благодарность всему личному составу разведроты, 31-го разведчика наградили орденами и медалями. Старший лейтенант Яков Дракин удостоился ордена Красного Знамени и был назначен помощником начальника 2-го отдела дивизии.

Гитлеровцы начали крупное наступление на Курско-Воронежском направлении 28 июня 1942 года. Против 121-й стрелковой дивизии сражались четыре немецкие – пехотная, две моторезированные и танковая. Части советской дивизии заняли оборону на восточном берегу реки Кшень, но, попав под концентрированный удар противника, были вынуждены отступить к Дону и прикрывать отход и переправу всей 40-й армии, а также частей шестой саперной армии, нескольких танковых бригад, беженцев.

В этих ожесточенных боях в первый день немецкого наступления погиб отважный разведчик Яков Игнатьевич Дракин. Его похоронили в селе Нижняя Грайворонка, а в 1954 году перезахоронили в братской могиле на станции Кшень Курской области.

Дело, за которое сражался и отдал свою жизнь старший лейтенант Дракин, продолжили разведчики его роты и солдаты всей дивизии. 121-я стрелковая дивизия освобождала от немецко-фашистских захватчиков Воронеж и Курск, сражалась на Курской дуге. 31 августа 1943 года её отдельными частями освобожден город Рыльск, и дивизии присвоено почетное звание «Рыльская». Затем она продолжила наступление на Украину, форсировала Днепр и освобождала от фашистов Киев, города и сёла Польши и Чехословакии, Праги, где завершила боевые действия и была расформирована в июле 1945 года.

Андрей Супиталёв,

город Белыничи

 

Читайте также