Призвание Ларисы Кобзаревой
В череде праздников, которые мы отмечаем в течение года, День знаний – один из самых замечательных. Он знаменателен своими традициями, историей. Это всенародный праздник, символизирующий начало нового учебного года с громко звонящим колокольчиком, обилием цветов, шаров…
Правда, в последнее время в целях безопасности детей и их наставников он проходит не столь торжественно, как прежде, но все равно воспринимается как очень радостное событие. Особенно для первоклашек, для которых этот первый школьный день, возможно, останется одним из самых памятных в их жизни.
Десятилетия прошли с тех пор, когда впервые перешагнула порог школы Лариса Тютюнникова. Но уже тогда она точно знала, что обязательно станет учительницей, когда вырастет. Другие профессии ее интересовали гораздо меньше, возможно, потому, что она росла в семье педагогов. Мама, Алла Антоновна, работала в начальных классах. Отец, Алексей Захарович, преподавал математику и физику в Обестянской (тогда еще восьмилетней) школе. Оба они были и моими учителями. А Алексей Захарович – еще и классным руководителем. Человек – удивительный. Именно о нем, я считаю, можно сказать, что он идеальный учитель, имевший значительный профессиональный опыт, в совершенстве знавший свои предметы, постоянно занимался самообразованием, был справедлив и ровен в общении со всеми учащимися. А еще он обладал неистощимым чувством юмора – этим прекрасным эмоциональным ресурсом, который помогает быть выдержанным, сильным в любой сложной жизненной ситуации.
Когда мы общаемся с Ларисой Алексеевной (теперь уже Кобзаревой), я вспоминаю ее мудрых и добрых родителей. Алла Антоновна, к счастью, еще здравствует, а вот Алексея Захаровича нет уже давно… Но он жив в памяти своих учеников, детей, внуков. И, конечно же, Лариса отнюдь не случайно выбирала профессию, поступая на исторический факультет Курского педагогического университета. А, получив диплом, пришла работать в Крупецкую среднюю школу – ту, выпускницей которой была сама.
Сегодня Лариса Кобзарева – учитель истории и обществознания, имеет высшую квалификационную категорию, является членом районной аттестационной комиссии. Начальник управления образования района Наталья Сучкина говорит о ней как об одном из лучших педагогов, отмечает ее глубокие знания своих предметов и дидактические способности – то есть умение передавать детям учебный материал, преподносить его ясно и понятно, тем самым вызывая интерес к изучаемому предмету, развивая у них способность самостоятельно мыслить, делать выводы. Не случайно ее ученики экзамены по таким сложным предметам, как история и обществознание сдают успешно.
Труд педагога по достоинству оценен: награждена грамотой Министерства образования и науки РФ, грамотами комитета образования и науки Курской области, управления образованию района…
– Мой рабочий день часто начинается с вопроса: «А мы пойдем сегодня в музей?», – рассказывает Лариса Алексеевна. – Детям нравится бывать в Крупецком народном краеведческом музее во время уроков по истории родного края, которой они очень увлечены. Музей – это ведь хранилище памятников материальной, духовной культуры, историко-краеведческих и художественных ценностей. Ребята мои любят рассматривать экспонаты или даже просто посидеть в тишине среди предметов старины, каждый из которых «помнит» многое. Любовь к большой Родине начинается с любви к малой. Я думаю, сложно найти человека, которого бы не интересовало, что было на этом самом месте сто, двести и более лет назад. Именно с этого и начинается погружение в интереснейший предмет – историю.
Да, педагог взяла не себя ответственность сохранить этот музей, экспонаты для которого собирало не одно поколение учителей. И накоплен был достаточно богатый материал.
В свое время в Крупецкой средней школе работало немало педагогов-фронтовиков, геройски сражавшихся за свободу своей большой страны и родной земли в годы Великой Отечественной войны. Несомненная заслуга Ларисы Алексеевны в том, что она собрала большой материал об этих замечательных людях – чтобы жила о них память в сердцах юного поколения.
Она подчеркивает, что краеведение – одно из важных направлений ее работы:
– Дети изучают историю малой родины, традиции родного края, мы с ребятами стараемся сохранить и увековечить память о героях Великой Отечественной войны, партизанах отряда имени Чапаева (наш край, как известно – партизанский). Было много встреч с ветеранами и детьми войны, с земляками, которые дорожат историей своих предков. Ухаживаем за памятниками.
Вообще Лариса Кобзарева – человек активной жизненной позиции. Тесно сотрудничает с Домом культуры и библиотекой, является членом участковой избирательной комиссии. Но главное, безусловно, – любовь к своему предмету, искреннее желание передать свои глубокие знания ученикам. Они участвуют в конкурсах разного уровня и побеждают. В частности, ребята из кружка «Родные истоки», которым она руководит, стали победителями в областных краеведческих конкурсах: «Мой любимый Курский край», «Летопись родного края», «Родословие»… Они также призеры областных конкурсов «Знай свои права», «Волонтерство в моей жизни». Ежегодно становятся призерами и победителями районных олимпиад по истории, обществознанию, мировой художественной культуре.
– Когда я стала учителем, часто беседовала с мамой уже не как дочь, а как коллега, – вспоминает Лариса Алексеевна. – Мы нередко на «домашних педсоветах» спорили о вопросах воспитания. Я долгое время старалась доказать родителям, что мои методы воспитания ничуть не хуже. И если в моей работе возникали некоторые проблемы, то это – явление временное, я знала, что обязательно справлюсь. Так быстро пролетели годы, и сегодня уже я сама объясняю своей дочери Анастасии, начинающему педагогу, как правильно вести уроки, как готовить учеников к олимпиадам и экзаменам, что необходимо для того, чтобы каждый урок истории вызывал у детей интерес.
Преемственность в профессии, знакомство с ней с детских лет, безусловно, дает свои результаты. Так вот педагогическую династию Тютюнниковых-Кобзаревых продолжает уже третье поколение. От порядочности, убежденности педагога в немалой степени зависит судьба маленьких граждан. Поэтому очень важно, чтобы с ними работали педагоги по призванию, такие, как Лариса Алексеевна Кобзарева.
Анна Белунова