Первым делом – самолеты

10 февраля 2023

534

Девятого февраля 2023 года исполнилось сто лет со дня основания отечественной гражданской авиации. Ровно век назад, 9 февраля 1923 года, Совет труда и обороны СССР принял постановление «О возложении технического надзора за воздушными линиями на Главное управление воздушного флота и об организации Совета по гражданской авиации».

На протяжении ста лет в нашей стране трудились выдающиеся авиаконструкторы и авиаторы, которые определяли не только российскую, но и мировую авиационную отрасль. Сегодня российская гражданская авиация стала одной из самых важных отраслей не только транспортного комплекса, но и всей экономики России. Услугами авиации ежедневно пользуются миллионы россиян, реализуя свои задачи по бизнесу или поддерживая теплые отношения со своими родными и близкими. Только за 2022 год российскими авиакомпаниями перевезено свыше 95 миллионов человек.

В Рыльске уже более шестидесяти лет функционирует учебное заведение, готовящие кадры для гражданской авиации. Выпускники нынешнего авиационного колледжа – филиала Московского государственного технического университета гражданской авиации – на протяжении десятилетий чрезвычайно востребованы в разных уголках нашей огромной страны. Так что современная история Рыльска неразрывно связана с историей этого учебного заведения, а стало быть – и с историей российской гражданской авиации.

 

ПЕРВЫЕ ГОДЫ РОССИЙСКОЙ АВИАЦИИ

Известный русский пилот Сергей Исаевич Уточкин был первым, кого куряне увидели 5 мая 1911 года в небе на аэроплане. Восторженная публика, в рядах которой находились и учащиеся курской мужской гимназии будущие авиаконструкторы Семен Алексеевич Лавочкин и Михаил Иосифович Гуревич, радостно приветствовали воздухоплавателя.

Под руководством советского авиаконструктора Семена Лавочкина были созданы истребители Ла-5, Ла-7 и их различные модификации. Эти самолеты с высокими боевыми качествами сыграли важную роль в ходе Великой Отечественной войны, за годы которой с конвейеров авиазаводов их сошло 22,5 тысячи.

А в высокоскоростных истребителях серии «МиГ» (аббревиатура от «Микоян и Гуревич») наша страна обошла многие государства. Мировую славу их творцам принес истребитель «МиГ-15».

Курский изобретатель Анатолий Георгиевич Уфимцев имел 68 патентов. Он строил аэропланы, на которых совершал полеты. На международной воздухоплавательной выставке в Москве в 1911 году ему была присуждена большая серебряная медаль за авиационный двигатель АДУ-4. Ветроэлектростанция Уфимцева – первая в мире станция с инерционным аккумулятором построена в Курске в 1931 году. Она вырабатывала 9 киловатт электроэнергии и в течение 26 лет обеспечивала ею улицу Семеновскую.

В региональном центре в 30-е годы был создан аэроклуб, который готовил планеристов, парашютистов и спортсменов-летчиков. Первый выпуск состоялся 14 декабря 1936-го. На аэродроме, располагавшемся тогда на месте современного северо-западного микрорайона, находились более ста самолетов, в том числе и По-2, УТ-1, И-16.

С началом Великой Отечественной войны и продвижением фашистских войск к Курску школа была эвакуирована в город Кинель-Черкассы нынешней Самарской области. В декабре 1945 года из Польши в столицу соловьиного края была направлена 109-я отдельная авиаэскадрилья гражданского воздушного флота, на базе которой, а также действовавшего в региональном центре авиазвена, в начале 1946 года создан 203-й курский авиаотряд Московского управления спецприменения и местных воздушных линий. Первым командиром стал Михаил Семенович Слота.

Авиаотряд был реорганизован в 1952-м и стал называться объединенным. В него вошли Орловская, Брянская авиаэскадрильи, Калужское и Тульское авиазвенья, а в 1954 году – Белгородская авиаэскадрилья. Тогда же самолетный парк Курского авиаотряда пополнился новым самолетом АН-2, в 1957-м начали поступать Ли-2.

В практическом и методическом значении для авиации большой опыт был накоплен педагогическим коллективом специальной средней школы №4 Военно– воздушных сил. Ее выпускники получали особый аттестат и распределялись в летные авиашколы, авиатехнические и высшие авиационно-инженерные училища. Отличники направлялись в военно-воздушные инженерные академии.

В середине 50-х в Курске были построены два завода с новейшими технологиями: «Прибор» и «Маяк».

 

СОЗДАНИЕ РЫЛЬСКОГО АВИАУЧИЛИЩА

Накопленный опыт подготовки летного состава в аэроклубе, деятельность объединенного авиаотряда, а также специализация новых курских заводов и военной школы в Рыльске предопределили создание в нашем городе авиационного училища специальных служб ГВФ – единственного учебного заведения подобного профиля в РСФСР.

В сентябре I955 года на базу бывшей автошколы перевели 139-ю военную школу младших авиационных специалистов. Первый выпуск курсантов состоялся в апреле 1959-го, а в июне-июле на основании приказа Минобороны СССР в связи с сокращением армии началась передислокация школы. На базе фондов, передаваемых из министерства, 29 августа 1960 года организовано Рыльское авиационное училище специальных служб ГВФ. Основным разделом акта передачи имущества были здания и сооружения школы, аэродром, самолеты, учебно-лабораторный, жилой, казарменный, складской фонды.

Первым директором авиаучилища стал Иван Никитович Щелчков. После окончания Московского техникума спецслужб ГВФ в 1935 году он трудился техником, затем начальником связи курсов первой Батайской школы ГВФ. Иван Никитович одним из первых принимал участие в испытательных полетах самолетов Сталь-2, Сталь-3, КА-5, АНТ-9, ПР-5. Участник Великой Отечественной войны выпускник Киевского института инженеров ГВФ приобрел опыт руководства учебным коллективом в Егорьевском авиационном техническом училище.

В сентябре 1960 года первыми курсантами РАУССа стали 199 человек. Они обучались специальностям «техническая эксплуатации наземных средств самолетовождения и посадки» и «техническая эксплуатация радиооборудования самолетов». Принятые из войсковой части 110 специалистов почти все были участниками Великой Отечественной войны. Эти преподаватели проводили практические занятие на бомбардировщиках Ту-4 и Ту-16.

Многие педагоги, начинавшие свой трудовой путь под руководством Ивана Щелчкова, с восторгом говорят о своем учителе. Не меньше добрых воспоминаний связаны с деятельностью Лазаря Рувимовича Непомнящего – начальника материально-технического отдела по обеспечению училища дефицитным оборудованием, стройматериалами, продовольствием.

С 1942 года Лазарь Рувимович летал на самолете С-47 в качестве бортмеханика. Награжден орденом Красной звезды, медалями за победу над Германией и Японией. Майор административной службы налетал 4230 часов в районах Севера и Заполярья, стал обладателем нагрудного знака аэрофлота «За налет 1 миллиона километров». Работал на инженерных должностях в Норильском авиаотряде, когда получил предложение по организации материально-технического обеспечения нового учебного заведения в Рыльске.

 

РУКОВОДСТВО РАУССА

Самой известной личностью в аэрофлоте был Яков Израилевич Рапопорт – заместитель начальника РАУССа по учебной работе. С 1943 до 1968 года он возглавлял образовательные процессы в семи вновь созданных авационных школах и училищах. Еще в 1931-м Яков Рапопорт получил первое офицерское звание – младший лейтенант. После демобилизации поступил в Ленинградский институт инженеров ГВФ, одновременно с учебой работал начальником лекционного бюро.

С апреля 1937-го по март 1939 года был заместителем руководителя 4-го Московского авиационного техникума спецслужб, затем ученым секретарем Научно-исследовательского института ГВФ. С 41-го Яков Израилевич назначен заместителем начальника политотдела в ленинградскую авиагруппу, затем комиссаром 4-й эскадрильи 3-го авиаполка Прибалтийской авиагруппы ГВФ.

Когда наступил перелом в ходе Великой Отечественной войны, командование гражданского воздушного флота решило, что такой человек нужнее для страны в качестве организатора новых авиационных школ. Яков Рапопорт руководил Фрунзенской, Рижской, Сырдарьинской, Чимкентской, Олевской авиационными радиотехническими школами, а также Егорьевским и Криворожским училищами. После направлен в Рыльск для постановки учебной работы в авиаучилище.

Преподаватели, заведующие лабораториями, учебные мастера были в основном молодыми специалистами, съехавшимися в только что образованное училище из разных концов Советского Союза. Между преподавателями и курсантами царили добросердечные, теплые взаимоотношения во многом из-за того, что вместе, своими руками создавали базу учебного заведения.

В 1968 году начальником РАУССа назначен Анатолий Андреевич Зигун. В 1975-м после его отъезда для основания Минского АТУ ГА директором стал его товарищ и заместитель Анатолий Георгиевич Яклюшин. Он был требователен, но вместе с тем внимателен и отзывчив к курсантам, их нуждам и проблемам. При этом строго соблюдал субординацию, не допускал панибратства.

Один из самых сложных периодов в жизни Рыльского авиатехнического училища и его трансформации в авиаколледж пришелся на долю следующего за Анатолием Яклюшиным начальника – Владимира Борисовича Иванова. С этого момента началась современная история учебного заведения.

 

В НЕЛЕГКИЕ ВРЕМЕНА

В конце января 1991 года Рыльское авиационное техническое училище гражданской авиации было преобразовано в авиационный технический колледж. Это был своего рода самостоятельный этап его существования, который продлился до 2010-го. Потом авиаколледж стал структурным подразделением – филиалом – другого образовательного учреждения.

Как становление РАУССа в начале 60-х невозможно представить без первого начальника Ивана Никитовича Щелчкова, так современное существование авиаколледжа неразрывно связано с первым директором Владимиром Борисовичем Ивановым.

Осуществлять подготовку кадров по одному направлению «техническая эксплуатация транспортного радиоэлектронного оборудования» стало бессмысленно, так как специалисты в таком количестве в те годы становились невостребованными. Приходилось внедрять различные новшества, обновлять материально-техническую базу учебного заведения.

Были созданы условия для обучения и проживания более 600 девушек, которые заменили юношей-курсантов, массово ушедших в армию. Приступили к строительству пятиэтажного общежития на 450 мест, приобрели новую обучающую технику. В 1992 году открыли новые специальности: «техническая эксплуатация и ремонт электрического оборудования, электротехнического оборудования», «вычислительные машины, комплексы и сети», «техническая эксплуатация электрического, приборного и пилотажно-навигационного оборудования воздушных судов». Именно тогда были приглашены 15 новых специалистов, в том числе 7 из стран ближнего зарубежья.

Времена были сложные, из-за недостаточного финансирования приходилось брать кредиты для своевременной выплаты зарплаты и стипендий. Учебное заведение начало развивать внебюджетную деятельность, искать дополнительные источники ресурсов для создания учебно-материальной базы, обеспечения специалистов жильем. Были открыты коммерческие специальности: «экономика, бухучет и контроль на воздушном транспорте» и «правоведение», платные курсы по подготовке бухгалтеров, водителей автотранспорта, операторов ЭВМ, курсы повышения квалификации работников авиапредприятий и заочное отделение. Выездные бригады преподавателей и специалистов авиаколледжа проводили выездные занятия для работников аэропортов и космодрома Байконур.

На заработанные деньги приобретали новое оборудование, материалы, автотранспорт, компьютерные классы и самолетный тренажер.

 

СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ АВИАКОЛЛЕДЖА

К 1996 году коллектив, преодолев все трудности, стал лидером образовательных учреждений гражданской авиации России. В скором времени Владимира Иванова назначили заместителем губернатора Курской области. Но он не забывал о городе и районе, оказывал поддержку в строительстве дорог, газификации и завершении строительства пешеходного моста.

Владимир Борисович входил во все оргкомитеты по проведению в Рыльске конкурсов художественной самодеятельности и гуманитарно-технических олимпиад всероссийского уровня, в которых принимали участие курсанты. Он был почетным гостем на юбилеях авиаколлежда, всегда с удовольствием общался с выпускниками, делился опытом. В последние годы жизни Владимир Иванов занимал должность заместителя председателя областной Думы и руководил региональным политсоветом партии «Единая Россия».

Сегодня в деятельности Рыльского авиационного технического колледжа – филиала Московского государственного технического университета гражданской авиации руководство использует опыт своих предшественников. Безусловным примером преданности родному колледжу является работа в нем многих выпускников разных лет.

Молодые специалисты помогают старшим товарищам осваивать новые современные формы и методы обучения курсантов, в том числе и дистанционное обучение. Коллектив авиаколледжа тесно сотрудничает с ветеранами учебного заведения. Самым именитым из них по праву можно назвать Виктора Павловича Дунаева. Надо отметить, что этот год юбилейный не только для аэрофлота, но и для курсантов первого выпуска училища ГВФ. Виктор Павлович как раз является одним из тех, кто в далеком 63-м стал дипломированным специалистом в сфере авиации. К слову, в одном из наших разговоров он предложил открыть мемориальные доски на административном здании колледжа двум его основателям – Ивану Никитовичу Шелчкову и Владимиру Борисовичу Иванову.

От всей души поздравляю всех работников авиационной отрасли и людей, хоть раз в жизни соприкоснувшихся с гражданской авиацией, с профессиональным праздником. Желаю мирного неба, крепкого здоровья и вселенского счастья.

Владимир Хороших,

преподаватель авиаколледжа

заслуженный работник транспорта РФ

 

Читайте также