Патриот земли рыльской

14 марта 2021

665

Именно как о патриоте родной земли отозвался об Иване Андреевиче Богданове его тезка – Иван Кузьмич Полозков, в 70-е годы прошлого столетия работавший первым секретарем Рыльского райкома партии. А в своей книге «Земляки» Полозков, знавший Богданова далеко не один год, назвал его «легендой председательского корпуса».

Думаю, эти слова может подтвердить любой человек, кому довелось работать в годы активной деятельности самого председателя колхоза Ивана Богданова или хотя бы просто посчастливилось общаться с ним.

– Иван Андреевич, можно сказать, всю жизнь отдал сельскому хозяйству, только председательский его стаж насчитывает более 30 лет, – подчеркивает первый заместитель главы района, курирующий агропромышленный комплекс, Павел Колоусов. – Я менял его на должности председателя колхоза «Красный Октябрь» и, может быть, как никто другой знаю, как много было этим человеком сделано в данном хозяйстве, сколько всего построено. Богданов – не только опытный хозяйственник, он еще человек исключительной порядочности, высокой ответственности. Люди, работавшие под его руководством, это всегда ценили и добром вспоминают Ивана Андреевича до сих пор. Большим уважением пользовался он и у районной власти.

Я тоже знаю Ивана Андреевича Богданова много лет. В то время, когда он работал председателем колхоза «Красный Октябрь», я была заведующей сельхозотделом редакции. Встречались мы довольно часто: в хозяйстве в любой момент можно было получить массу интересной информации – обе отрасли работали на полную мощность. К тому же сам Богданов всегда охотно этой информацией делился, просил рассказывать «о заслуженных людях хозяйства» и никогда не прятал от журналистов проблемы. Напротив, он, что называется, раскрывал все карты, объяснял, по какой причине конкретный план пока еще не удалось реализовать, и объяснял, что уже предпринято для того, чтобы со временем его все-таки воплотить в жизнь.

Серьезный, ответственный председатель Богданов был большим оптимистом и обладал просто удивительным чувством юмора. Эти замечательные его качества помогали ему взбодрить людей, настроить их на обязательное выполнение важной работы. И колхоз в лучшем понимании этого слова гремел не только в районе, но и в области.

Вот только некоторые цифры, подтверждающие громкую славу «Красного Октября». Зерна получали почти 30 центнеров с гектара. Да, сегодня даже у среднего фермера урожай выше. Но тогда это был рекордный результат! Тем более, что к моменту прихода Богданова здесь получали всего по 12 центнеров зерна. Свеклы, огромные плантации которой обрабатывались вручную, на круг собирали почти по 600 центнеров.

Животноводы не отставали от растениеводов. В среднем от коровы надаивали 3500 килограммов молока в год – еще один рекорд. В хозяйстве было большое молочное стадо – 1200 коров. В бытность председателем Богданов построил добротные кирпичные животноводческие помещения. В Сухой, Большенизовцево, Шапошниково были сооружены летние лагеря с оборудованными в них автопоилками. Буренки выгуливались на зеленых лугах. Была организована и ночная пастьба.

Но в первую очередь председатель, конечно же, позаботился о людях: в «красном уголке» можно было отдохнуть, посмотреть телевизор. Здесь же, на стенде, размещались «итоги социалистического соревнования». Подводились они регулярно. Лучшие операторы машинного доения получали премии.

Помню один из таких дней. Иван Андреевич позвонил в редакцию:

– Аня, приезжай. Будем чествовать передовиков.

Это было поистине торжество…Праздничное убранство колхозной столовой, принаряженные животноводы, звучит веселая музыка. Председатель говорит, казалось бы, обычные, но идущие от сердца слова, и потому они так трогают и награждаемых, и тех, кто за них болеет. А потом – праздничное угощение и песни – те, что «за душу берут». Было ощущение, что празднику не будет конца, но… лишь только пробил час, женщины собрались и отправились на вечернюю дойку: трудовая дисциплина – прежде всего.

Славилась и колхозная свиноводческая ферма – одна из лучших в области. В год здесь получали по 3100 поросят. Богданову как опытнейшему хозяйственнику нередко предоставляли трибуну для выступления на областных совещаниях. Правда, сам он говорит, что больше любил заниматься делом, чем «совещаться да толкать речь».

– Так вот однажды по этому поводу чуть казус не вышел, – вспоминает сегодня Иван Андреевич. – У меня была привычка: по какому бы случаю я ни приехал в Курск, обязательно куплю новую книгу. Купил и на этот раз. Думаю: пока будут на областном совещании ругать руководителей отстающих хозяйств, я почитаю – меня же трогать не станут, а слушать все это скучно. Ну и вот: сижу – читаю и совершенно не в курсе, что происходит за столом президиума. Вдруг сидевший рядом со мной Иван Семенович Есин – начальник сельхозуправления нашего района – толкает меня:

– Иван, Иван! Иди – тебя вызывают!

– Куда идти-то? – не сразу понял я.

– К трибуне.

Я вышел и молчу. Я же все прослушал и не знаю, чего от меня хотят. И тут меня выручает первый секретарь обкома Александр Федорович Гудков:

– Расскажи, Иван Андреевич, как ты больше трех тысяч поросят получаешь, пусть послушают те, кто почти совсем их не получает.

А-а-а, думаю, про поросят, значит… Это я вам, товарищи, расскажу…

Если не знать, сколько сил и моральных, и физических вкладывал Богданов в дело, которому служил так много лет, а слушать историю руководимых им хозяйств только по его рассказам, может создаться впечатление, что ему все давалось легко. На самом деле это далеко не так. Безусловно, самой природой в нем были заложены многие хорошие качества. Но для того, чтобы они проявились в полной мере, их нужно было развивать, чем, собственно, он и занимался всю жизнь. И еще, наверное, его «крепкие крестьянские корни тоже сослужили хорошую службу».

Родился Иван в большой семье в рыльской деревне Свободе. Родители работали в колхозе. Мама рано умерла: мальчику было всего два года. В дом пришла мачеха.

– Замечательная была женщина, – говорит Иван Андреевич. – Заботилась о нас не меньше родной матери. И я даже не помню случая, чтобы на кого-то хоть раз прикрикнула. И в армию меня провожала. А служил я 4 года, 6 месяцев и 13 дней!

– Так долго?

– Да. В авиации, в Саратовской области. Там я стал радиотелеграфистом первого класса, окончил дивизионную партийную школу. На конкурсе радиотелеграфистов Волжского военного округа занял второе место. Меня назначили командиром взвода, приняли в ряды КПСС. В конце 1955 года я демобилизовался.

И вернулся сержант Богданов в родную деревню. После армии ему не удалось отдохнуть и десяти дней: хозяйству нужны были хорошие кадры. И здесь его «карьерный рост был стремительным»: изначально он пришел руководителем полеводческой бригады, а уже через два месяца стал председателем колхоза, который возглавлял 19 лет. В «Дружбе» под руководством Ивана Богданова развернулась активная работа.

– Идея моя была проста, – рассказывает Иван Андреевич. – Встать с коленей, работать, стараться все делать для того, чтобы жить лучше. Мы начали активно развивать и растениеводство, и животноводство. У нас была крупная овцеферма – такую еще попробуй поищи в области! Соревновались с «Красным Октябрем», который в то время возглавлял дважды Герой Социалистического Труда Федор Павлович Максимов. И не уступали!

В 1966 году колхоз «Дружба» стал в районе лидером по всем производственным показателям, а председатель был удостоен ордена «Знак Почета». Потом было и много других наград. Понимая, что «опыт – опытом, а высшее образование необходимо, как воздух», Иван Андреевич окончил Курский сельскохозяйственный институт, получил диплом агронома.

Через несколько лет встал вопрос о том, что Богданов должен возглавить колхоз «Красный Октябрь». Полозков вспоминает, что об этом его попросил сам Максимов, в то время уже находившийся на заслуженном отдыхе. Так и сказал: уж если, мол, забираете в район нашего председателя Алипова, так поставьте на его место Богданова.

– Честно говоря, я не хотел уходить из «Дружбы», – откровенничает Иван Андреевич. – Там у меня уже все было налажено…

– Колхозники Вас неохотно отпускали?

– Да. Сказали первому секретарю: «В район – забирайте, а в колхоз не отдадим! Он нам самим нужен». Но как коммунист я не мог игнорировать решение райкома. Тем более, что просил сам Иван Кузьмич, которого я всегда уважал, да и до сих пор мы с ним каждую неделю созваниваемся.

– А в «Красном Октябре» как Вас приняли?

– На собрании единогласно избрали меня председателем, и проработал я здесь еще двенадцать с половиной лет. Многое за это время было построено. Кроме животноводческих помещений, – зерносклады, механизированные мастерские, медпункт, Дом культуры, мемориальный комплекс в деревне Сухой…

– Иван Андреевич, как Вам удавалась держать марку, постоянно быть в лидерах?

– У нас была хорошая команда. Лидия Галактионовна Есина – прекрасный зоотехник, Иван Федорович Басков – замечательный агроном. Я такого искал повсюду и, что называется, выписал его из Глушковского района. А секретаря парткома Сергея Лукича Минаева помнишь?

– Конечно! Он активно сотрудничал с редакцией, был нашим внештатным автором.

– Да, все они были отличными знатоками своего дела и очень ответственными людьми. И в работе у нас было полное взаимопонимание. Что еще важно: хорошие кадры ценили в райкоме. Наши инициативы поддерживали. И Полозков, и работавшие уже после него руководители района. Только один первый секретарь, мягко говоря, невзлюбил меня, и по этой причине мне в 1987 году пришлось покинуть председательскую должность.

– Невзлюбил за что?

– За правду. Я не привык юлить, и однажды открыто высказал свое мнение. С тех пор слово мне вообще перестали давать. Только поднимусь, как тут же слышу: «Садись!». Взвесив все за и против, я пришел к выводу, что не сработаемся мы с этим «парнем», и ушел в сельсовет.

Богданов, для которого было бы бесчестьем ходить в аутсайдерах, и в сельском совете отлично наладил работу, успешно выполнял все доводимые планы, в том числе и по закупкам молока у населения. А у земляков по-прежнему пользовался неизменным авторитетом.

– Сорок с лишним лет в трудах и заботах пролетели, как один день, – вздыхает Иван Андреевич. – Давно я на пенсии. И самому не верится, что вот уже встречаю свое 90-летие.

– Настроение?..

– Грустное… Живу один. А знаете, как тяжело одному… Нет, я не забыт. Ко мне приходит соцработник – замечательная добрая женщина и помощница очень хорошая. Я еще курочек держу и кошку, чтоб веселее было. А в былые годы мы с Татьяной моей держали корову, свиноматку, по 40 овец и большое количество разной птицы – уток, кур, гусей, голубей. Да еще и огород у нас был – 50 соток.

– Как удавалось за всем этим ухаживать при вашей занятости?

– Председатель – в селе на виду, и во всем примером быть должен. Как это: жить в деревне и не иметь своего хозяйства?! Мы с моей Татьяной Кузьминичной все успевали обрабатывать. Сорок лет мы вместе прожили.

– Как вы с ней познакомились?

– Я вернулся после армии на родину, а она на месяц раньше приехала в Ломакино по окончании Обоянского библиотечного техникума. Встретились однажды, и больше уже не расставались. А теперь вот ее уже много лет нет…

– Чем Вы занимаетесь на заслуженном отдыхе?

– Телевизор смотрю. Читаю, правда, уже меньше, чем прежде – глаза подводят. Но спать ложусь не раньше двенадцати часов ночи – председательская привычка.

– Иван Андреевич, как Вы сами оцениваете прожитые годы своей жизни, было ли в ней место счастью?

– А как же! Жаль только, что у нас с Татьяной не было детей… А в остальном… Да, могу сказать, что я прожил жизнь с пользой для дела. Я всегда искренне любил свою родную землю и ценил работающих на ней людей. А они мне отвечали взаимностью. Наверное, это и есть мое счастье.

Мы с главным редактором «Районных будней» Юрием Козловым побывали в гостях у Ивана Андреевича Богданова в деревне Сухой накануне его юбилея: 90 лет ему исполняется 15 марта. Наш герой вышел нас проводить за порог дома, и мы договорились встретиться на его столетии.

Анна Белунова

 

Читайте также