Память бережно храня…

9 мая 2021

595

Нет в нашей необъятной стране такой семьи, которой бы не коснулась война. Одни воевали на фронте, стояв насмерть за родную землю, другие самоотверженно трудились в тылу, переживали ужас оккупации. Долгие четыре года они все вместе вносили неоценимый вклад в будущую победу над самым страшным и коварным врагом – фашизмом.

Владимир Тимофеевич Толстов

В семье рылянина Александра Ликунова бережно хранят память о предках, защищавших Родину во время Великой Отечественной войны, и рассказывают подрастающему поколению об их тяжелых фронтовых дорогах и послевоенных житейских невзгодах. На днях Александр Павлович пришел в редакцию и попросил написать на страницах газеты о своих родных – Григории Максимовиче Петракове и Владимире Тимофеевиче Толстове, – которые долго, не жалея сил, геройски воевали за свободу родной земли от немецко-фашистских захватчиков. За мужество и смелость, проявленные на полях сражений, они награждены многими орденами и медалями. Вот что рассказал Александр Павлович:

– Мой дед Григорий Максимович Петраков – уроженец деревни Кулига – участвовал в Советско-финляндской войне. Иногда он вспоминал о местных лесах, реках, суровых зимних холодах, с сожалением рассказывал о раненых и убитых красноармейцах, гневно высказывался о коварстве финских солдат.

За три дня до начала Великой Отечественной войны Григория Максимовича снова призвали в ряды Рабоче-крестьянской Красной Армии. Победный путь он прошел до Германии, были у него и ранения. Награжден фронтовик медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», «За победу над Германией», орденом Отечественной войны I степени. Была еще медаль «За взятие Кенигсберга», но в архивных документах она не значилась. О войне, сражениях дед рассказывал редко.

После демобилизации Григорий Максимович, как и все советские люди, занимался восстановлением разрушенного народного хозяйства. С малолетства я любил наблюдать, как дедушка Гриша строил сараи, делал телеги и сани. Красиво у него получались соломенные крыши. Мне нравилось следить за окончанием работ – на «макушку» кровли насыпали дробленый мел, скаты «причесывали» граблями, а ножом из косы выравнивали карнизные свесы. Домик получался красивым, в моем детском понимании – будто пришедшим из сказки.

В 70-х годах Григорий Максимович работал в составе пожарного подразделения Бобровского сельсовета. Я часто прибегал к нему, наблюдал за тем, как он ухаживает за «пожарными» лошадьми. Иногда дедушка доверял мне самостоятельно привозить для них фураж. В то время проводились весенние районные смотры юных пожарников. Огнеборцы учили их приемам пожаротушения. Глядя на то, как суетятся школьники, Григорий Максимович добродушно улыбался. Значит, душа не очерствела, несмотря на то, что на его долю выпало немало тяжелых испытаний и житейских невзгод в суровые годы войны и в сложное послевоенное время.

Мой тесть Владимир Тимофеевич Толстов родился в селе Щекино. Будучи еще ребенком, работал в колхозе. В сентябре 1943 года, когда ему исполнилось 18 лет, был призван на воинскую службу.

Согласно книжке красноармейца он служил в роте охраны, потом его перевели в артиллерию – замковым. Сохранились и медицинские справки, которые свидетельствуют о ранениях левого предплечья и лечении в госпитале с 10 февраля до 20 июля 1944 года, лучевой кости левой руки – в январе 1945 года.

Свою медаль «За победу над Германией» Владимир Тимофеевич получил только 6 апреля 1946 года. Умер он 1 сентября 1961-го, так и не увидев внучек и внука. Похоронен в Труфановке.

Я считаю, что мы обязаны помнить тех, кто в годы Великой Отечественной войны ковал победу. Их мужество, героизм и самоотверженность учат нас важнейшим человеческим ценностям. И потому наш святой долг – хранить память о подвиге советских солдат, бесстрашно сражавшихся за нашу мирную жизнь и свободу, уважать их стойкость и беззаветную любовь к Отечеству.

 

Читайте также