Память бережёт воспоминанья

9 мая 2022

1347

После ухода одних людей остается только тире между двумя датами, а о других живет память. Живет и не меркнет, потому что они оставляют о себе добрый след. В числе таких людей был Иван Александрович Акатов – заслуженный фронтовик, замечательный человек, боль­шой друг нашей газеты.

В Рыльске его уважали многие, но особенно любили дети – именно они лучше всех чувствуют, кто любит их самих. Почти полвека рабо­тал Иван Александрович педагогом дополнительного образования в рыль­ском Доме пионеров, а позднее – Доме детского творчества. Был руководите­лем технических кружков. И именно их мальчишки посещали с огромным инте­ресом. Вместе с учителем они создавали совершенно великолепные модели ко­раблей, самолетов, танков… Эти работы украшали выставки разных уровней, и даже на всероссийских занимали при­зовые места.

Исключительная одаренность, изумительная доброта Ивана Алексан­дровича как магнит притягивали к нему ребятишек, из которых мало кто знал, что их педагог на фронте был и развед­чиком, и десантником, и зенитчиком. Освобождал Прагу, брал Берлин. На­гражден был многими медалями, а за оборону Киева получил орден Красной Звезды. Значительная часть жизни его была связана с газетой: и в мирное, и в военное время.

Незадолго до начала Великой Отечественной войны Иван Акатов окончил Рыльскую среднюю шко­лу №1. И, как вспоминал он сам, ему «тоже пришлось работать в редакции и выпускать районную газету». В то время она называлась «Знамя кол­хоза». Выпускнику школы доверили «ведать отделом писем».

Впрочем, дружба его с газетой нача­лась еще в школьные годы, с седьмого класса, когда Ваня Акатов и сам «посе­щал Дом пионеров».

– Помню, как сейчас, – рассказывал Иван Александрович, – мы занимались в оборонных кружках – «Ворошилов­ский стрелок», «Юный пулеметчик». На большом столе стоял станковый пу­лемет «Максим», который мы – школь­ники – изучали с большим интересом. Кружковцы отлично овладели пулеме­том, разбирали и собирали его.

Вот об этом и написал семиклассник свою первую заметку, отправил ее в вы­ходившую в области газету «Пионер». А через несколько дней в Доме пионеров получили ее свежий номер, в котором заметка мальчика была напечатана на первой странице, под ней – подпись: деткор Ваня Акатов. Сколько было ра­дости у начинающего корреспондента!

Иван Акатов хорошо учился в школе, но его мечте о посту­плении в вуз не суждено было осуществиться. Акатовы оказались в затруднительном материальном поло­жении. Отец тяжело заболел и не мог работать. Кому-то надо было содержать семью. Ответственность эту взял на себя 17-летний юноша.

– В рыльской типографии работал наборщиком мой двоюродный брат Иван Васильевич Акатов, – вспоми­нал Иван Александрович. – Он и по­советовал мне устроиться учеником наборщика, чтобы я хоть немного смог заработать для обеспечения семьи. Но уже через три месяца меня перевели в редакцию в качестве «подчитчика», а после я стал корректором газеты. Я с большой охотой взялся за эту инте­ресную и ответственную работу. Кро­ме того, ответственный секретарь Ни­колай Акимович Литовченко посылал меня на редакционные задания, учил писать корреспонденции. В начале 40-х годов меня назначили на долж­ность заведующего массовым отделом. Работал я с удовольствием. Газета вы­ходила три раза в неделю на четырех страницах. В редакции купили вело­сипед, на котором я ездил в села за материалом…

В марте 1941 года коллективы редак­ции и типографии проводили Ивана Акатова на службу в ряды Красной Ар­мии. Проводы были торжественными.

– В зале Дома пионеров играл воен­ный духовой оркестр, – делился впе­чатлениями того памятного дня Иван Александрович, когда уже был актив­ным общественным корреспондентом «Районных будней». – Редактор га­зеты Иван Афанасьевич Гаплевский вручил мне подарок – фотоаппарат «Москва». Много теплых слов было сказано мне.

По путевке комсомола я попал слу­жить в воздушно-десантные войска. Батальонный комиссар записал меня для работы в редакции в формировав­шейся 3-й воздушно-десантной брига­де, которая дислоцировалась в городе Чернигове. Однако командир разведро­ты не отпустил меня.

Когда была сформирована вся бри­гада, начались занятия по боевой и политической подготовке, выпускали бригадную газету «Десантник». Я стал ее активным внештатным военкором. Писал материалы об учебных буднях, о лучших красноармейцах.

В частности, написал военкор Ака­тов и о том, как они обезоружили ди­версанта. Это случилось за две недели до начала войны. Молодые красноар­мейцы ранним утром ехали на велоси­педах для выполнения задания в штаб бригады, располагавшийся в красивом здании в центре Чернигова. И вдруг на шоссе к ним подбежали две женщины. Они сообщили, что видели человека с парашютом и показали место у леса, где он приземлился. Красноармейцы окружили диверсанта в тот момент, когда он, переодетый в форму железно­дорожника, закапывал свой парашют. Задержавшим диверсанта командова­ние бригады объявило благодарность, обещали дать отпуск. Но приехать по­видаться с родными не удалось…

Дальше была война. В жесто­ких боях с врагом Иван Ака­тов проявлял беззаветную храбрость, неоднократно был ранен. В родной Рыльск вернулся только в июле 1946 года.

– Отдохнуть не пришлось, – мыс­ленно возвращался в те годы Иван Александрович во время нашего с ним разговора. – Мне опять нужно было позаботиться о семье. Мать пенсию не получала, по карточкам давали все­го 400 граммов хлеба. И я был очень рад тому, что меня вновь пригласили на работу в редакцию газеты «Знамя колхоза». Шло восстановление разру­шенного войной хозяйства. Это в ос­новном и стало темой моих корреспон­денций и статей.

Реликвия Дома детского творчества: один из макетов, изготовленных руками Ивана Александровича Акатова

Позднее Иван Александрович Ака­тов перешел работать в Дом пионеров. Но связи с районной газетой – «За изо­билие», а потом и «Районными будня­ми» – он не порывал, можно сказать, до конца своих дней. Я хорошо пом­ню материалы, которые он приносил. Темы их – самые разные: о героях-фронтовиках, о воспитании подраста­ющего поколения, о благоустройстве города…

Для ветерана войны было очень важно, чтобы рыльские юноши и де­вушки росли патриотами своей вели­кой страны. Проблема чистоты род­ного города для него тоже была акту­альной. Помнится, как он и словом, и делом боролся, чтобы «не захламляли Дублянку». Сам неоднократно прини­мал участие в ее очистке.

– Все те знания, которые у меня были, я отдал для общества, – гово­рил Иван Александрович в одну из последних наших с ним встреч. – Как мог, боролся с двурушничеством и подхалимством, отстаивал справед­ливость.

И это истинная правда. Иван Алек­сандрович Акатов был кристально чи­стым, честным человеком. Таким знала его я. И таким, думаю, он остался в па­мяти многих.

Анна Белунова

 

Читайте также