Одна ты на свете и в сердце одна

12 июня 2021

1249

Любовь к Отечеству – может быть, одна из самых замечательных черт русского человека. Во имя могущества, процветания своей Родины он плодотворно трудится много лет. И если при этом занят любимым делом, то труд этот – в удовольствие, в радость.

В числе таких людей – заслуженный работник культуры Российской Федерации Екатерина Куркина, почти полвека проработавшая в рыльской библиотеке. Сегодняшняя наша беседа с ней – размышления о собственной судьбе и о судьбе страны, о различных моментах дней минувших и нынешних.

– Екатерина Алексеевна, если Вы целых пять десятилетий отдали библиотечной работе – значит, приняли правильное решение еще в юности, когда выбирали профессию…

– У меня перед глазами был прекрасный пример. Мы с родителями жили в Ивнянском районе ныне Белгородской области (а тогда он был в составе Курской). И вот в наше большое село с красивым названием Богатое приехала библиотекарь – молодая девушка Татьяна Селиванова. Красавица необыкновенная, на сцене поет… Она нас всех очаровала. Мы бегали в библиотеку, брали книги. После выпускного вечера в школе я твердо решила: буду как Татьяна Никитична. И поступила в Обоянский библиотечный техникум.

– А распределение получили в Рыльский район?

– Да, в Октябрьскую сельскую библиотеку, где проработала около двух лет. Это было замечательное время. Мне как молодому специалисту, естественно, хотелось не посрамить ни себя, ни заведение. Тогда ставилась задача: донести книгу до каждой семьи. Создали актив. Ходили на фермы, на колхозные и партийные собрания… Мы жили вместе с молодой учительницей литературы и работу вели вместе. Она предложила создать драматический кружок, который тоже возглавил учитель литературы. Готовили спектакли. В представлениях участвовали многие жители села, трактористы, животноводы. В сельском клубе был аншлаг.

Глядя на нас, завклубом тоже стал проявлять большую активность в работе. Проводились смотры художественной самодеятельности, в которых участвовали и хореографические, и певческие коллективы. В то время в селе было много молодых людей, они с интересом поддерживали все наши инициативы. Меня избрали комсомольским вожаком.

– Словом, Вы достаточно громко заявили о себе и вскоре Вас перевели в районную библиотеку.

– Заведовала ею в то время Клавдия Сергеевна Цвернова. Но вскоре ей предложили должность заведующей районным отделом культуры, а меня она туда взяла на должность инспектора. Проработала я там шесть лет. Пришлось постигать клубную работу. Она, безусловно, интересная. Рыльский район гремел: практически на всех смотрах художественной самодеятельности мы занимали первые места в области.

Но все-таки я скучала по библиотеке и при первой же возможности в нее вернулась. В 1975 году прошла централизация: была создана библиотечная система района с общим книжным фондом, штатом работников, единым руководством. По этому поводу было принято соответствующее постановление Совета Министров, проводился эксперимент. Наш район централизовался первым в регионе.

На мой взгляд, был сделан очень верный шаг. Ранее библиотеки в селах и деревнях подчинялись сельским советам, они их финансировали и комплектовали, а районной библиотекой оказывалась только методическая помощь. Благодаря проведенной централизации появилась единая организация. Финансирование, комплектование, подписка – все это теперь распределялось центральной библиотекой. Она поистине была центром культуры, образования и воспитания. Мы помогали школьникам и студентам писать сочинения, доклады, рефераты, готовиться к всевозможным конкурсам. А сколько интересных вечеров было проведено! При этом мы, конечно же, по-прежнему тесно сотрудничали с председателями сельских советов.

– Библиотечный фонд насчитывал…

– До 50 тысяч экземпляров книг.

– Вы пришли в районную библиотеку на должность…

– Методиста. Потом восемь лет работала директором, а последние два года, уже будучи пенсионеркой по возрасту, заведовала сектором краеведческой работы. Я и сегодня очень люблю библиотеку. Уж если служение книге увлекло тебя с юности, остаешься преданной этому навсегда.

– Когда Вам присвоили звание заслуженного работника культуры?

– В 1991 году. Считаю, что это заслуга не моя личная, а всего нашего сильного в профессиональном плане коллектива. Наша библиотека во все времена считалась одной из лучших в области. Ей первой было присвоено звание «Библиотека отличной работы». Как я уже сказала, первыми мы провели централизацию. Во всех областных конкурсах занимали исключительно первые–вторые места. На базе рыльской библиотеки проводились семинары разного уровня, в том числе и всероссийские.

– Дочь ваша тоже избрала любимую Вами профессию?

– Да, Инна моя – библиотекарь, окончила Орловский институт культуры. Живет и работает в городе Темрюке Краснодарского края. Любимым делом занимается с удовольствием. Так же, как и я, не мыслит себя в другой профессии.

– А как Вы встретили своего мужа?

– Владимир Куркин был читателем районной библиотеки. Регулярно приходил, брал по многу книг. Меня это, в общем-то, нисколько не удивляло: он был преподавателем совхоза-техникума. В то время в большом количестве в библиотеку приходили и школьники, и студенты, и преподаватели из разных учебных заведений. Но вот однажды пришел Владимир Дмитриевич в библиотеку, а девчонки ему говорят: «Проморгал ты Катю, забрали ее в отдел культуры. Там у нее много поклонников».

– И тогда он поспешил предложить Вам руку и сердце?

– Он был замечательным и мужем, и отцом, и дедушкой. Меня иногда спрашивают: вот, дескать, если бы вернулась молодость, изменила ли бы я что-нибудь в своей жизни…

– И что Вы отвечаете?

– Ничего бы не поменяла. Я считаю, что все у меня в жизни по большому счету было замечательно. Во многом потому, что я родилась в прекрасной стране. Мой взрослый внук любит расспрашивать меня: когда лучше жилось – прежде или сегодня. На это я ему отвечаю, что Россия в моем понимании – лучшая страна в мире. Она дала мне то, что необходимо для нормальной жизни: образование, работу, неплохую пенсию.

Сейчас кое-кто говорит, что распределение на работу по окончании высшего или среднего учебного заведения в советской России было «насилием над личностью, ущемлением прав». У меня совершенно иное мнение по этому поводу: это было планомерное распределение самых разных специалистов по территории всей нашей большой страны. И жилье предоставлялось, создавались крепкие семьи.

А вот чего мне тогда недоставало… Я с детства была воспитана в духе православия. Родители мои, как и большинство их молодых ровесников, соответствовали духу атеистического времени, мама была председателем колхоза, словом – женщина-руководитель. А вот бабушка была истинно православным человеком, и в таком же духе воспитывала меня.

И когда я уже работала в библиотеке, мне хотелось говорить и о православной литературе – в ней ведь тоже есть хорошие образы. Но это было непозволительно, поскольку мы были причислены к идеологическим работникам. Зато теперь я компенсировала отсутствие того, чего так не хватало моей душе.

– Как именно?

– Отец Александр, настоятель Успенского храма, попросил меня организовать работу церковной библиотеки. И она там сейчас хорошо укомплектована. Много книг, 70 читателей. Я и сама пополняю знания, которые недополучила в советское время. В нынешнем времени мне импонирует сама мысль о том, что светские и церковные власти не враждуют, а понимают друг друга и помогают друг другу.

– А как живется человеку, который вне власти, скажем, российскому пенсионеру?

– Нормально. Когда кто-то говорит, что мы сейчас живем плохо, мне хочется подойти и спросить: «Чего же вы еще хотите?». Выйдешь в город – сплошной поток машин идет, около учебных заведений машины стеной стоят. Из окна своего дома я вижу, как люди тележками вывозят продукты из расположенного напротив магазина. Посмотрите, какие дома (особняки!) построены в Рыльске их хозяевами, особенно на новых улицах. У каждого есть квартира. А у целого ряда людей она не одна.

И это мы плохо живем? Нужно гордиться жизнью, которой мы живем. Есть государства, где пенсию вообще не платят, а у нас дают ее даже тем, кто практически не работал. Минимальную, конечно. Ну, так хорошую пенсию нужно заработать.

В свое время мы получали небольшую зарплату, а сейчас у представителей нашей профессии, да и вообще у работников культуры, она вполне достойная. Вспомните время, когда людям «резали» огороды, чтобы они, не дай Бог, не обогатились, не стали кулаками. А теперь – пожалуйста, бери землю, выращивай урожай, излишки продавай. Разумеется, манна с неба сыпаться не будет, нужно потрудиться. Считаю, что наша Россия всегда была, есть и будет сильной страной. Вот это и раздражает ее заокеанских «друзей». Но с нашим президентом мы сумеем отстоять свои рубежи, тем более, что у нас есть чем защищаться.

Я горжусь тем, что у меня и зять, и внук – военные, стоят на защите нашего Отечества. Зять, кстати, даже в самое трудное для армии время не ушел из ее рядов. Есть у меня уже и правнук – Владимир, назвали в честь деда.

Я благодарна судьбе за то, что я – россиянка, за все радости и благости, которые дала мне моя Родина. Россия – одна такая на свете и в сердце у нас. Хочу пожелать рылянам, чтобы девизом их жизни стали слова: любовь – превыше всего. Любите себя, своих близких – все, что нас окружает – великолепную природу нашего края, свой город, любите свою Родину – великую Россию.

Анна Белунова

 

Читайте также