Один день из жизни Гниловки

9 мая 2021

1235

Белорусская Хатынь была уничтожена карательным отрядом в качестве наказания за убийство нескольких немецких военнослужащих 22 марта 1943 года. Сто сорок девять жителей деревни были сожжены заживо или расстреляны еще и за то, что помогали партизанам. Хатынь стала символом массового уничтожения мирного советского населения в годы Великой Отечествен ной войны. Деревня Анатольевка, дотла сожженная фашистами 22 марта 1942 года, прослыла в народе «рыльской Хатынью». Ее жители поплатились за связь с партизанским отрядом имени Чапаева, действовавшим тогда в районе сёл Крупец и Марково.

Поклонный крест, установленный в память о расстрелянных анатольевцах

В послевоенные годы мне приходилось бывать в Анатольевке вместе со своей бабушкой Лизой. Я видел сгоревшие хаты и возвышающиеся над ними печные трубы. Люди жили в землянках. Позже, когда учился в Акимовской школе, одноклассники-анатольевцы, видевшие всё собственными глазами, рассказывали об этой трагедии.

Моя родная деревня Гниловка находится примерно в шести километрах от Анатольевки. Две ее улицы расположены по водоразделу начала реки Обесты. В период оккупации фашисты жили на левой стороне, причем в лучших хатах селились те, у кого ранг был выше. Захватчики в светлое время суток ходили по правой улице, они отбирали яйца, кур, молоко. В последние дни оккупации у нас забрали корову и лошадь.

Мой дед Сидор Яковлевич Фадеев и его дочь Мария Сидоровна часто рассказывали о событиях, происходивших в Гниловке в то время. А я вкратце записывал всё на тетрадные листы…

Партизаны были осведомлены о том, что на нашей улице немцы не жили, поэтому они часто останавливались на ночь в домах селян и непосредственно у моих родных. Вечером, числа 18-20 марта 1942 года, как обычно человек пять партизан, несколько раз бывавших у нас, остановились на ночлег. Распрягли лошадей и поставили в сарай, сами легли спать. Весь следующий день они провели в нашей хате. Один из них следил за противоположной улицей возле окна. К вечеру заметили двигающуюся со стороны Акимовки подводу с четырьмя вооруженными пассажирами. Стали пристально наблюдать за ними. Дом, в котором остановились незнакомцы, принадлежал Степану Акимовичу Исаеву.

В здешних лесах до сих пор находят останки погибших

Когда стемнело, пятеро партизан, вооружившись, скрытно, через речку подобрались к дому. Через окно увидели, что незнакомцы сидят за столом, их винтовки стояли в углу хаты – в том месте, где обычно стояли кочерги. Партизаны ворвались в дом и скомандовали: «Руки вверх». Они отобрали оружие, связали этих людей и вывели их на улицу. Вместе с ними осторожно по льдинам перебрались через реку и направились в дом нашей соседки Татьяны Игнатьевны Забурдаевой. Пленников долго допрашивали, в конце концов всем приказали раздеться и по одному стали выводить на улицу.

Первого расстреляли метрах в пятидесяти от нашего дома, второго – в огороде возле липы. Третьего пристрелили прямо на пороге. Он был высокий, крепкого телосложения и руки у него были развязаны. Четвертый плакал и доказывал, что ни при чем тут. Его, якобы, под угрозами заставили показать дорогу от села Марково до деревни Гниловки. Посоветовавшись между собой, партизаны отпустили мужчину, а сами уехали, приказав хозяйке дома убрать тела.

Трудно представить, в каком состоянии были все соседи. На противоположной стороне – немцы и полицаи из местных. Что будет, если они узнают о случившемся?

Работает рыльский поисковый отряд «Звезда»

Убитых положили на большие сани, спереди впряглись Илья Николаевич Артемов и Сидор Яковлевич Фадеев, сзади толкали Марфа Павловна Фадеева, Татьяна Игнатьевна Забурдаева и Мария Сидоровна Фадеева. Отвезли в лог и присыпали снегом. Домой возвращались с мыслями о завтрашнем дне. Рано утром увидели кровавые следы на месте расправы и по пути, но вскоре пошел мелкий сырой снег, и к полудню следов не осталось.

Человек, которого отпустили партизаны, оказался полицаем села Марково Глушковского района. Он донес о случившемся местному командованию, поэтому первостепенной задачей для находившегося там карательного отряда было расправиться с жителями Гниловки. Но по пути, недалеко от Анатольевки, немецкие палачи были убиты партизанами. В отместку за своих погибших немцы деревню полностью сожгли, часть жителей расстреляли.

Возможно, трагедия должна была произойти в Гниловке, но этот случай уберег ее.

Когда снег растаял, Сидор Яковлевич и Илья Николаевич прикопали убитых слоем земли. Так и лежат они там до сих пор.

Война унесла жизни 168 жителей Гниловки. Вечная память всем, кто до последнего вздоха сражался за нашу свободу.

Иван Бондарев,

житель Гниловки

 

Читайте также