О водоснабжении, квитанциях и перспективах развития

17 марта 2023

508

В феврале прошлого года в районе начало свою работу новое муниципальное унитарное предприятие «Коммунальные сети». Эта ресурсоснабжающая организация на сегодняшний день является гарантирующим поставщиком воды в семи сельсоветах: Ивановском, Малогнеушевском, Пригородненском, Щекинском, Михайловском, Крупецком и Нехаевском. Иными словами, она обязана обеспечивать бесперебойную подачу воды населению и, соответственно, проводить ремонт сетей и водонапорных башен, устранять аварийные ситуации.

Алексей Лукиянов

Ее директор – Алексей Лукиянов, ранее возглавлявший Марьинское ЖКХ. Это высококвалифицированный специалист с высшим юридическим образованием и большим опытом работы в отрасли. Свою трудовую деятельность Алексей Владимирович начал в 2008 году с должности слесаря-сантехника. В 2012-м был назначен директором жилищно-коммунального хозяйства поселка Марьино, а с февраля 2022 года возглавил МУП «Коммунальные сети». Об итогах первого года работы предприятия под его руководством, перспективах и планах на будущее он рассказал читателям «РБ».

– Алексей Владимирович, встать у руля совершенно новой организации, когда абсолютно всё нужно начинать с нуля, – задача не из легких. Тем более что далеко не во всех сельсоветах были службы ЖКХ, занимающиеся, в том числе, и водоснабжением, да и водопроводные сети во многих населенных пунктах изношены и требуют ремонта.

– За прошедший год мы побывали уже во всех сельсоветах и, наверное, в большинстве населенных пунктов проводили аварийные работы. Если же брать конкретно по муниципальным образованиям, то ситуация в них разная. Например, в самом крупном – Ивановском сельсовете – заменено порядка 80 процентов водопроводного имущества. В Малогнеушевском – ремонтировались некоторые объекты в поселке имени Куйбышева. Там сейчас функционируют две скважины: одна – основная, вторая – резервная. Я скажу так: в тех сельсоветах, где имелось ЖКХ, сети находятся в более или менее нормальном состоянии. Хотя в Михайловском этой организации не было, но водопровод в относительном порядке. Видно, что глава Владимир Яношев заботится о своих жителях, старается хорошо работать.

– А можете назвать сельсовет, в котором на данный момент дела обстоят хуже всего?

– Самым проблемным у нас оказался Крупецкий. Это большое муниципальное образование – 14 населенных пунктов, разбросанных на достаточно большое расстояние. Основные серьезные потери у нас именно там. В начале года почти месяц ежедневно выезжали туда, работали даже в самых отдаленных селах и деревнях. Было много аварий, последствия которых удалось полностью устранить. Сейчас ездим туда только планово, экстренных заявок нет. Недавно сельсовет возглавил новый руководитель – Сергей Варфоломеев. В среду встречался с ним на месте, обсуждали проблемы и перспективы взаимодействия.

– Насколько я знаю, жители Крупецкого сельсовета были недовольны повышением тарифа на водоснабжение, что вызвало общественный резонанс. Почему возникла такая ситуация, если в муниципальном образовании работала служба заказчика и ею были установлены нормативы потребления воды? Удалось ли ее разрешить?

– Вообще норматив потребления воды в каждом домовладении устанавливается в зависимости от того, насколько оно благоустроено. При этом мы руководствуемся приказом комитета ЖКХ и ТЭК Курской области № 62 от 12 апреля 2018 года. На момент нашего прихода в Крупецком сельсовете он составлял 2,44 кубометра и был одинаковым для всех. Но эта цифра подразумевает, что в доме нет канализации, ванны, унитаза – то есть стоит одна мойка. Тариф у них составлял 56 рублей 37 копеек на тот момент. Мы ввели правильный норматив для полностью благоустроенных домовладений в размере 8,32, а тариф, соответственно, стал 61 рубль 82 копейки.

– Но вы же формируете тарифы, основываясь на законодательной базе.

– Безусловно. Мы делаем собственные расчеты, исходя из затрат на электроэнергию, ремонт. Затем представляем их в областной комитет по тарифам и ценам, и уже там специалисты проверяют, правильно ли произведен этот расчет и насколько он обоснован. И они утверждают окончательный тариф.

– А он един для всех сельсоветов?

– Нет, объясню почему. При расчете мы учитываем в том числе и количество объектов, и протяженность водопровода. Когда наша организация принимала на баланс сразу пять сельсоветов – Пригородненский, Михайловский, Ивановский, Щекинский и Малогнеушевский – для них рассчитывался общий тариф. Но в первых двух службы ЖКХ не было, люди платили символические деньги, чтобы покрыть только затраты на электроэнергию. Самый высокий тариф был в Щекинском, а самый низкий – в Ивановском. Общий рассчитывался «по среднему», и на сегодняшний день он составляет 43 рубля 33 копейки за кубический метр. Сейчас готовятся документы для передачи нам Козинского и Дуровского сельсоветов, какие будут тарифы у них – пока не известно: идет согласование.

– Летом прошлого года новые квитанции на оплату водоснабжения стали неприятным сюрпризом для многих селян, особенно там, где люди платили небольшую сумму за получаемое благо. Понятно, что любое новшество, особенно если оно касается финансовых затрат жителей, воспринимается всегда с некоторым негодованием. В городе мы давно привыкли к тому, что за услуги, в частности, водоснабжения и водоотведения, нужно платить. На мой взгляд, такая ситуация возникла из-за недоработки глав муниципальных образований, которые вовремя не донесли до селян необходимую информацию, не объяснили, как лучше им поступить в сложившихся обстоятельствах.

– Если не брать во внимание Ивановский сельсовет, то дела в сфере водоснабжения лучше всего организованы в Козинском. Когда мы начали готовить документы для передачи в наше ведение местных объектов, глава муниципального образования Елена Дудкина инициировала собрания депутатов, был организован сход граждан, на котором обсудили все возникшие вопросы, определились, что нужно сначала поставить счетчики. Руководство сельсовета вплотную занялось данной работой, люди введены в курс дела.

– Кроме подачи воды, планового ремонта водопроводов, устранения аварийных ситуаций, что еще входит в полномочия вашей организации?

– Еще мы занимаемся опломбированием счетчиков, их проверкой. К сожалению, есть люди, которые пытаются обманывать нас. Например, стоит счетчик, открываешь кран, вода льется, а он не крутится. Это значит, что есть другой вход в систему. Но у нас один из контролеров долго работал сантехником, поэтому понимает, как это действует. Так что проблем с выявлением недобросовестных клиентов у нас нет. Любую попытку обмана достаточно легко выявить. Кроме того, по статистике, обычная семья из трех человек потребляет порядка пяти кубометров воды в месяц. Если эта цифра меньше, то можно сделать вывод, что в таком домовладении сознательно занижают показатели.

– С какими еще проблемами Вам как руководителю приходится сталкиваться?

– У нас большие затраты на электроэнергию, в частности, из-за того, что насосы сами по себе энергоемкие. Часть из них работает в автоматическом режиме, но большинство включается по мере необходимости вручную. На сегодняшний день в нашем ведении 38 скважин и довольно протяженные трубопроводы. К сожалению, многие из них изношены. Какая-то часть модернизировалась по мере возможности, но далеко не все. Еще одна проблема заключается в работе с документацией. Например, есть проекты зон санитарной охраны. Они должны быть у каждой скважины. Разработка одного стоит порядка 180 тысяч рублей. В каких-то муниципалитетах эти документы есть, но в том же Крупецком сельсовете не сделано ни одного. А там у нас 14 скважин. Кроме того, необходимо проводить исследования воды. Это тоже дорогостоящая процедура, но ее нужно выполнять раз в квартал. Также нужна лицензия на водопользование и водопотребление: таково требование законодательства.

– А есть ли в районе централизованные канализации, которые были приняты на баланс предприятия?

– Да, одна канализационная насосная станция в Ивановском. К ней подключены социальные объекты: местная школа, школа-интернат и порядка 12 частных домов. Канализационные стоки оттуда перекачиваются в очистные сооружения, расположенные в Марьино. Еще один такой же объект КНС находится в Малогнеушево, но он нам пока не передан.

– Объем работ, осуществляемый предприятием, обширный. Следовательно, должен быть соответствующий штат сотрудников.

– На сегодняшний день у нас работают всего 12 человек. Безусловно, такого количества не достаточно, чтобы организация функционировала в полной мере. Мы постоянно даем объявления и в вашей газете, и в интернете, но люди, к сожалению, не приходят и даже не звонят, не интересуются зарплатой и условиями. Сейчас нам требуются мастер ремонтно-восстановительных работ, разнорабочий, слесарь-сантехник, электрик. Зарплата – достойная.

– Спустя год работы предприятия, с учетом всех возникавших трудностей, Вы как руководитель видите возможность дальнейшего развития?

– Наша организация была создана в районе для того, чтобы урегулировать и упорядочить работу всех объектов сферы водоснабжения согласно действующему законодательству. Еще в 2014 году они были переданы в ведение администрации района, но тогда по определенным причинам решили оставить полномочия в этой области за муниципалитетами. Но в 2021 году главы сельсоветов централизовано написали заявления, чтобы все права на эти объекты передать снова в район. Собственно, так мы и начали свою работу.

Я могу сделать благоприятный прогноз развития нашей организации. Если дела будут идти так, как сейчас, то в течение примерно трех лет нам удастся полностью решить все существующие проблемы. Например, мы сможем модернизировать управление скважинами, насосами, чтобы они работали полностью в автоматическом режиме. В частности, это позволит минимизировать потери электроэнергии. Постепенно обновим водопроводные сети, ведь население должно бесперебойно получать качественную воду. Также в перспективе у нас внедрение системы мониторинга в формате «онлайн». В принципе, эта программа есть уже сейчас, но ввиду того, что пока не на всех объектах можно установить модемы, контролировать таким образом каждый пока нет возможности.

– Сейчас в ведении вашего предприятия – семь сельсоветов. В двух готовятся документы для передачи в «Коммунальные сети». А какова судьба оставшихся муниципалитетов?

– Постепенно мы начнем работать в каждом сельсовете. После того, как завершится процедура приема Козинского и Дуровского, планируем заняться Никольниковским, Некрасовским и Студенокским. В последнюю очередь из-за ряда факторов к нам присоединятся Березниковский и Октябрьский сельсоветы.

– Учредителем «Коммунальных сетей» является администрация района. Следовательно, вы работаете с ней и с главой Андреем Лисманом в тесном взаимодействии.

– Да, с руководством района мы сотрудничаем вплотную. Это и бюджетное финансирование определенных проектов, и приобретение необходимого оборудования, техники. Так, от администрации мы получили внедорожник «Соболь», благодаря которому можем попасть даже в самый отдаленный населенный пункт, где нет асфальтированных дорог. Наши контролеры ездят по сельсоветам на «Ниве», также предоставленной районной властью. Надеюсь, что в дальнейшем материально-техническая база предприятия будет совершенствоваться и расширяться, будем стремиться внедрять новые технологии.

Наша задача, прежде всего, заключается в обеспечении бесперебойного функционирования водопроводного хозяйства района. Для этого проводятся планово-профилактические работы, текущий и в перспективе – капитальный ремонт системы водоснабжения. Но опять же на всё нужны средства, а это, в первую очередь, – платежная дисциплина потребителей. У нас сегодня порядка трех тысяч абонентов. Думаю, нам удастся наладить контакт с ними, а значит – у нас получится претворить в жизнь все планы!

Поздравляю сотрудников «Коммунальных сетей» и всех коллег – тружеников жилищно-коммунальной отрасли Рыльского района – с профессиональным праздником. Вместе мы занимаемся очень важным делом – работаем на благо каждого жителя. Желаю здоровья, счастья и успехов в нашем нелегком труде.

Светлана Беседина

 

Читайте также