Нежной страстью прикован…

25 марта 2022

1085

В профессиональный праздник работников культуры хочется не только рассказать о ныне здравствующих людях творческих профессий, но и вспомнить тех из них, кого уже нет среди нас, но кто оставил неизгладимый след на рыльской земле.

Есть люди, с которыми просто поздороваешься при встрече – и у тебя улучшается настроение. Тебе передается излучаемая ими радость, и ты уже по-другому смотришь на мир, замечая только его яркие, жизнеутверждающие краски. Федор Кузьмич Томилин был именно таким человеком.

Родившийся незадолго до войны в многодетной семье колхозников, Федор, как и большинство его сельских ровесников, многого был лишен в детстве. Даже вкусно поесть не всегда доводилось. На трудодни родители зарабатывали лишь зерновые отходы да выделяли им небольшой участок сенокоса на болоте. Поэтому самая первая его детская страсть – это страсть к меду. Отец работал колхозным пчеловодом, и летом сын целыми днями пропадал с ним на пасеке. Когда у Кузьмы Федоровича выдавалась свободная минутка, они с Федором садились на травку и под жужжание (словно под аккомпанемент) пчел пели народные песни. Большой радостью для мальчика было, когда в праздники они пели втроем – к ним присоединялась и мама, Анна Алексеевна.

В селе Быки Иванинского (ныне Курчатовского) района их называли артистами. Это очень льстило самолюбию молодого Томилина. В мечтах он видел себя на сцене, слышал аплодисменты… Но в реальной жизни все было сложнее. После семилетки Федор, прочитавший в районной газете объявление о наборе в школу киномехаников, собрался ехать вместе с другом учиться этой профессии – она, считал он, хоть как-то приблизит его к искусству, к кино, которое он очень любил.

И тут 14-летний паренек впервые столкнулся с проблемой, которую пришлось решать самостоятельно. В районе, дабы «удержать молодежь» дома, запрещено было выдавать паспорта. Федор пошел к паспортистке и «выпросил» временное удостоверение, пообещав вернуться домой дипломированным специалистом. И слово свое сдержал.

– Мне шел всего 18-й годок, а я уже должность получил, – смеясь, вспоминал Федор Кузьмич. – Назначили заместителем заведующего отделом культуры. Выделили мне «полуторку» – и начал я разъезжать по району, проверять работу киноустановок. Киномеханики – мужики уже взрослые – встречали меня радушно: «О, наш мальчик приехал!». С работой я справлялся. Ко мне уже, несмотря на мой совсем молодой возраст, стали проявлять уважение. Но чувствовал – не мое это. Душа тянулась к песне. Еду на машине по полевым дорогам, пою во всю мощь – и счастлив.

Зная, что в музыкальное училище просто так, с улицы, не берут, молодой человек решил «усовершенствоваться». Купил баян, на который уже сам заработал, и начал заниматься по самоучителю. Выучил «Полонез Огинского», «Финскую польку». Приехал в Курск и поступил в музыкально-педагогическое училище, которое в то время только открылось. Федор Кузьмич считал, что ему повезло буквально с порога. Экзамен у него принимал дирижер Павел Штегман, который сам учился мастерству у великих дирижеров России. Он предложил абитуриенту Томилину спеть «Далеко-далеко, где кочуют туманы».

– Это сейчас у меня голос поставлен, а тогда я раскрыл рот и запел по-деревенски, как дома пели: да-ли-ко-о-да-ли-ко-о…– подтрунивал над своим «соло» на экзамене Федор Кузьмич. – Штегман не мог сдержать смеха: «Ха-ха-ха! Трехгодовалый перепел! Ладно: пойдешь в мой класс». Я и по сей день бесконечно благодарен Павлу Николаевичу за то, что он тогда не отказался от меня и научил меня по-настоящему дирижировать. Благодаря ему я еще в училище знал произведения, которые «проходят» в консерватории.

Так деревенский юноша Федор Томилин начал учиться музыке, дирижированию. Он с раннего детства отличался прилежностью, к тому же занимался теперь любимым делом, так что учеба давалась ему легко. Его более удручало другое: как прокормить себя? Он не собирался тянуть деньги с родителей, у которых, кроме него, было еще шестеро детей. И Федор начал «подрабатывать баянистом», а летом играл в пионерских лагерях.

Окончив училище, он решил продолжить образование в Саратовском музыкально-педагогическом институте. Здесь он тоже «попал в хорошие руки» – к известному дирижеру Валерию Датскому, покорив его на вступительных экзаменах умением дирижировать достаточно сложные произведения.

По окончании вуза у молодого музыканта было хорошее распределение – в Днепропетровское музыкально-педагогическое училище. Но не случилось ему там поработать. Приехав домой «на побывку», он случайно встретил девушку, от которой не мог оторвать взгляд – так была она хороша собой.

– Смотрю и удивляюсь: откуда такая красавица взялась в нашем селе? – рассказывал Федор Кузьмич. – А она мне говорит: «Неужели вы меня не помните? Я вам цветы дарила на последнем звонке, когда вы оканчивали школу, а я еще была первоклассницей». В общем, я ей сразу предложил руку и сердце, а она мне поставила условие: в Днепропетровск не поедем – это далеко от мамы…

И в конце 60-х годов прошлого столетия Федор Томилин приехал в Рыльск. С того времени началась новая эпоха в его жизни, а музыкальная жизнь города стала ассоциироваться с его именем. Директор педагогического училища Возгрин, который взял его на работу, был одним из образованнейших людей. И Федор понимал, что ему нужно сразу зарекомендовать себя, чтобы в нем не разочаровались. В первый же год он создал хор из студентов. Его выступление на День Советской Армии было встречено бурными аплодисментами.

– Все удивлялись, – вспоминал Федор Кузьмич, – как я так быстро добился успеха. А секрета, в общем-то, никакого не было. У меня уже был опыт работы в художественной самодеятельности с хором, когда я во время учебы подрабатывал. Очень важно, когда дирижер сам поет. Песню нужно самому чувствовать, слышать. А если ты петь не умеешь, тебе трудно объяснить хористам, чего ты от них хочешь, что требуешь.

Окрыленный первым успехом, Федор Томилин очень старался, чтобы созданный им хор, насколько это возможно, по своему уровню был приближен к профессиональному. И когда хор выступил в День Победы в районном Доме культуры, зал стоя рукоплескал студентам педучилища. Молодого дирижера вызвали в райком партии: «Создавай еще один хор. Окажем всяческую поддержку. Но ты должен занять первое место в областном смотре-конкурсе».

И пошел Федор Кузьмич на заводы, в школы, детские сады, больницы – выявлять таланты. Талантливых людей среди рабочих, учителей, врачей оказалось немало – для хора отобрал 60 человек. Правда, некоторые поначалу упрямились – «не хотелось тратить свободное время на песни». Но если партия велела… Даже председатели колхозов «на спевку» приезжали.

– А потом им так понравилось, – улыбался от счастливых воспоминаний дирижер. – Репетиция заканчивается – никто не спешит расходиться. А противились они поначалу потому, что не всем хотелось подчиняться моим требованиям. Ведь обычно человек как рассуждает: голос есть – значит, петь умею. А я им сразу сказал: буду учить вас петь культурно, грамотно, иначе мы никогда не добьемся успеха.

– Вы заняли первое место на областном смотре?

– Конечно! Это был тематический смотр, посвященный юбилею Ленина. К тому же, Рыльск впервые стал победителем, до сих пор призовые места присуждали Судже, Обояни…

– А райком партии…

– Мне помогли купить вне очереди «Жигули» – тогда это было очень проблематично, а я же заядлый автомобилист.

Молодой, энергичный человек и, может быть, самый высокопрофессиональный в то время в Рыльске музыкант, Томилин был просто нарасхват. Ему предложили должность директора музыкальной школы. Он проработал восемь лет, немало сделав для развития этого учебного заведения, при нем открылось здесь отделение духовых инструментов. Но Томилину как директору более приходилось заниматься хозяйственной работой, творческая как бы отодвигалась на задний план, а это было не по нем. Поэтому он сложил с себя полномочия и возвратился в педучилище.

Но хор Федор Кузьмич не оставлял никогда. В середине 70-х хору присвоили звание народного коллектива, которое он не уронил за все время работы руководителя. На каких только смотрах ни пришлось выступать за эти годы! А «за активное участие в пропаганде советской музыки» Томилин награжден даже дипломом Союза композиторов СССР.

Жизнь пролетела как-то незаметно. За год до своего 70-летия Федор Кузьмич ушел из педучилища «на заслуженный отдых». Но как такового отдыха не получилось, да он и не хотел отдыхать. С удовольствием занимался пчеловодством – перенял от отца науку. Но это второстепенно, главным занятием в его жизни оставалась музыка. По-прежнему в Доме культуры два раза в неделю проводились репетиции. Народный хор ветеранов (к сожалению, многих к тому времени уже не было в живых) все так же тепло принимали зрители на праздничных концертах в Рыльском и соседних районах, приглашали и на областные смотры.

Хор Федора Кузьмича – участник всех праздников в Рыльске

Федор Томилин говорил о себе, что он счастливый человек: всю жизнь занимался любимым делом, за 42 года работы в педучилище воспитал хороших музыкантов, некоторые даже стали заслуженными артистами России.

– Горжусь и своими детьми, – особенно подчеркивал довольный отец. – Дочь Ирина у меня режиссер, окончила Орловский институт культуры. Я иногда играю в ее спектаклях. И внучка Машенька тоже выбрала этот институт. Поет прекрасно – словно родилась для сцены. Ну, и мне, безусловно, лестно, что живы еще народные песни. Люди не хотят после наших концертов расходиться, потому что все уже устали от попсы. Наши песни – о жизни, которую, сколько ни пытайся, до конца не изучишь.

Единственное, что на тот момент несколько огорчало Федора Кузьмича, – не было хорошего баяна, с которым песня звучит по-другому. А песня – его судьба и самая большая любовь, именно к ней он «нежной страстью, как цепью, прикован». И пока были у Федора Томилина творческие силы, он с песней не расставался, был предан любимому делу до конца своих дней.

Анна Белунова

Фото Станислава Герасименко

 

Читайте также