Не время подводить итоги…
Он – гость в редакции частый. Раньше, конечно, заходил чаще – как минимум дважды в неделю. Заберет газету, почитает тут же, за что-то похвалит, что-то покритикует. И непременно сообщит о какой-либо несправедливости, которая, как ему кажется, творится в Рыльске или его окрестностях.
Теперь-то дважды в неделю уже не получается: солидный возраст – больше проблем со здоровьем. Но нет-нет, да и раздастся в приемной его громкий голос. Так вот: зашел Виталий Ильич накануне Дня Победы – поздравить с великим праздником. И напомнил: «Я ведь тоже «ребенок войны». Это правда: родился он за два года до страшного дня 22 июня 1941 года.
– Помню, во время оккупации жили у нас два пожилых немецких офицера, видимо, тыловики, – ответил на вопрос о детских воспоминаниях. – Они поселились в большом зале, так и прожили у нас, пока не вышибли фрицев в сорок третьем. Каких-то ярких воспоминаний о тех годах у меня, конечно, не сохранилось – совсем мальцом был. Но вот помню, как в один прекрасный день «постояльцы» просто исчезли: наши пришли.
Сложно сказать, какую роль сыграла Великая Отечественная война в судьбе совсем юного гражданина огромной страны. Но спорить с тем, что суровые годы закалили характер и старого, и малого, не приходится. Они, дети войны, куда как крепче нынешнего поколения. Разве только всё более смутно из глубин памяти выплывают прожитые обстоятельства, закалившие волю и дух…
В судьбе Виталия Крапивного чудесным образом перемешались две, на первый взгляд, противоположные профессии. Строительство считается одним из самых мирных на земле занятий. Большую жизнь он посвятил именно ему. В 50-х годах окончил рыльский строительный техникум. Позже получил заочно два высших образования – в курском политехе и автодорожном институте Москвы. Рабочую карьеру начал в хомутовском СМУ, затем трудился на рыльском дорожном участке.
А еще немалая часть жизни Крапивного была посвящена армейской службе. Четыре года срочной – с 1958-го по 1961-й. И, почти десять лет спустя, уже офицером был призван и служил в должности заместителя начальника заставы погранотряда в Закавказье. Тут-то и пригодилась строительная специальность: рассказывает Виталий Ильич, что «построил заставу, погрангородок». А вот на «гражданку» ушел после ранения, полученного здесь во вполне мирное время. Деталями не делится: говорит, не положено…
Отсюда, видно, громкий – командный – голос у Крапивного. Поэтому, видимо, уважают и побаиваются его те, кто к власти имеет отношение. Может быть, из-за этого не сложилась «партийная» карьера: не принимали его в компартию. То ли из-за того, что в сороковых его отец – финансист – был репрессирован, но остался в живых, вернулся, позже был реабилитирован. А может, помешал постоянный поиск правды – так был воспитан Виталий Крапивный…
Хотя не скажешь, что карьера не сложилась. В семидесятые – восьмидесятые годы он был старшим инженером-строителем областного управления сельского хозяйства и хлебопекарной промышленности.
– Общежитие совхоза-техникума на 500 мест, – перечисляет Виталий Ильич объекты, к которым приложил руку как строитель, – жилой дом, в котором сейчас живу, на 70 квартир, комплекс для крупного рогатого скота в Звягином хуторе. Конечно, стадион – жаль, не дали достроить…
По легенде, какой-то крупный чиновник посмотрел на то, какой красавец-стадион получается в маленьком городке на краю России, и решил, что будет «слишком жирно». А потом – известно что случилось в середине восьмидесятых, что в стране началось и что закончилось…
Ну, как бы там ни было, а заканчивал трудовую деятельность Виталий Крапивный в педагогическом училище по второму своему профилю – военным руководителем. Пятнадцать лет проработал здесь – до 2003 года. С тех пор – на заслуженном отдыхе.
– На пенсии занимаюсь общественной работой, – рассказывает наш герой. – Консультирую городское руководство.
И тут же меняет нарочито серьезный тон на более мягкий:
– Далеко сейчас ходить тяжело. Так что выхожу на скамеечку и с соседями обсуждаем, как лучше облагородить дом, двор, прилегающую территорию. Вместе решаем и стараемся пробивать.
Суровый такой, в общем, у него характер, деловой. Но по ходу общения понимаешь, что на самом деле Виталий Ильич совсем не такой уж жесткий, далеко не солдафон.
Душа в душу прожили с женой – Валентиной Сергеевной, много лет преподававшей в том же педучилище. Этот союз – ориентир для нынешнего поколения, менее трепетно относящегося к семейным взаимоотношениям: уже более шестидесяти лет вместе.
А еще Виталий Ильич – верный поклонник и читатель районной газеты. С 1954 года читает ее (тогда она еще «Знамя колхоза» называлась), за что-то критикует, за что-то хвалит. Говорит:
– А вообще хорошую вы газету выпускаете. Интересные статьи, полезная информация. Молодцы, что держите уровень, который задали прежние поколения газетчиков.
Слышать такие слова, конечно, приятно. И приятно в ответ поделиться добрыми поздравлениями: Виталию Крапивному исполнилось 85 лет. Солидный и достойный возраст. Но еще не время подводить итоги жизни. Еще есть, что улучшать, есть что строить и с чем бороться. А в этом, как мы с вами уже поняли, он – на переднем крае. И никакие болячки не помешают…
Юрий Козлов