Не очерствевший душой фронтовик
Великая Отечественная война стала жестоким испытанием для всего нашего народа. Советские люди на фронте и в тылу проявляли неимоверную стойкость, мужество и героизм. Это и помогло им не сломаться под гнетом фашистского ига и победить коварного и беспощадного врага. Те, кому удалось выжить, пройдя через горнило войны, пережить кровопролитные бои, смириться с витающей в воздухе смертью, потом еще долго залечивали душевные и телесные раны.
Поколение победителей вынесло на своих плечах все тяготы фашистской оккупации, а потом эти люди, уставшие и изможденные, начали поднимать полностью разрушенное в стране хозяйство. И то, что они, справившись с самыми страшными испытаниями, в большинстве своем не очерствели душой, заслуживает величайшего уважения.
На долю Федора Максимовича Чертушкина, как и других его современников, выпала тяжелая судьба. Родился в Нехаевке. Родного отца не помнил – он умер, когда Федя был совсем маленьким. Мама снова вышла замуж и с семилетним сыном переехала в Успешное – в дом к новому мужу. Вскоре на свет появилась младшая сестра Лена.
Своим детям Федор Максимович рассказывал, что отчим всегда хорошо к нему относился, как настоящий отец учил правильным и нужным вещам, прививал семейные ценности. К сожалению, он тоже рано умер. Мама, Федор и Лена остались одни.
Учился в семилетней Михайловской школе. Помогал маме по хозяйству, а оно, как и у любой деревенской семьи в те годы, было большим. Когда началась война, ему еще не исполнилось восемнадцати, поэтому на фронт его не призвали. Федор остался дома, продолжал заботиться о маме и сестре.
Но фашисты пришли и на рыльскую землю, а вместе с ними – тяготы, страдания, страх. Однажды юноша прятался от оккупантов на чердаке в сарае, где лежало сено. Он вообще старался не попадаться им на глаза лишний раз. Туда зашел немецкий солдат, который что-то или кого-то искал, и начал штык от ружья втыкать в потолок. В какой-то момент он вонзился в просвет между досок буквально в нескольких миллиметрах от Федора. Парень едва сдержался, чтобы не вскрикнуть. Тогда все обошлось.
Однажды, стоя в очереди за зерном, Федор случайно рукой зацепил немецкого солдата, следившего за тем, чтобы местные жители не брали себе больше положенного. Разъяренный фриц за шиворот выволок его на улицу, громко ругаясь на своем языке, навел на парня автомат и уже был готов выстрелить. Но к нему подошел второй и велел отпустить его. Юноша в ужасе убежал домой, а там увидел лежащую на полу без чувств маму: ей стало плохо, когда соседи рассказали, что Федьку фрицы собрались расстреливать…
Всю свою дальнейшую жизнь Федор Максимович считал себя везучим человеком, верил в судьбу. Попав на фронт после освобождения района, он не раз был на волоске от смерти, но всегда твердил себе, что должен вернуться домой, где его ждут мама и сестра. Воевал гвардии старший сержант Чертушкин в составе 177-го армейского запасного стрелкового полка 106-го стрелкового корпуса 4-го Украинского фронта. Участвовал в освобождении Украины, Прибалтики, дошел до Берлина.
При форсировании Днепра ему вместе с боевыми товарищами пришлось несколько суток стоять по пояс в воде. Было очень холодно и страшно. Некоторые солдаты не выдерживали и пытались выйти, но немцы сразу же открывали по ним огонь. Поэтому сидели тихо и ждали, когда командование отдаст приказ – двигаться вперед.
Спустя годы, невыносимые боли в ногах и неутихающие головные боли, появившиеся после тяжелой контузии, будут напоминать Федору Максимовичу о тех трудных днях. Но ему удалось выжить – это и считал он самым большим счастьем. Многие родственники, ушедшие на фронт, так и не вернулись домой, а те, кто уцелел, стали инвалидами – кто-то потерял глаз, кто-то остался без ноги.
Сам Федор Максимович демобилизовался только в 1948 году. Когда он приехал домой, на его груди блестели медали «За отвагу», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов», «За освобождение Варшавы». Наградами он не кичился, но всегда рассказывал о войне своим детям, поддерживал связь с боевыми товарищами, среди которых было много украинцев. Их адреса, написанные аккуратным, красивым почерком, бережно хранились в небольшой записной книжке.
– В преддверии 25-летия Победы папа достал ее и начал писать письма всем, с кем воевал, приглашал их в гости. Некоторые приезжали, а потом и мы к ним ездили. Меня одну тогда папа с собой взял, – рассказывает дочь Зинаида. – Я его очень любила. Он был добрым, мудрым, душевным человеком. Всегда заботился о нас, всячески оберегал маму.
Статный, красивый, невероятно обаятельный мужчина, вернувшись после войны в родные края, решил, что ему пора жениться. Посватался к одной девушке, а она ему отказала – мол, изба у них маленькая, жить в тесноте ей не хотелось. Поэтому Федор Максимович на месте небольшого домика построил другой – попросторнее, чтобы не стыдно молодую жену привести.
Но девушек на примете не было, а бригадир посоветовал присмотреться к Прасковье – она в соседней деревне Викторовке жила. На старый Новый год Федор решился и пошел к ней домой, познакомились, начали встречаться, а в феврале сыграли свадьбу.
В семье Чертушкиных родились четверо детей: сыновья Михаил, Григорий, Николай и дочь Зинаида. Глава семейства работал учетчиком-заправщиком тракторной бригады в колхозе «Знамя Ленина», а его жена – свекловичницей, а еще доила коров, ухаживала за телятами. Это был тяжелый физический труд с раннего утра до позднего вечера. А нужно еще время детям уделить, управиться с большим домашним хозяйством. Во многом из-за этого Федор Максимович отказывался от должности старшего бригадира полеводческой бригады. Он понимал, что с такой работой семью видеть не будет, а жене его помощь была нужна. Так и трудился до самой пенсии учетчиком.
Для него семья всегда стояла на первом месте. По словам дочери, Федор Максимович был в их доме главным, все делал сам, мама «даже дороги до сельсовета не знала». Она всегда полагалась на мужа. Когда дети подросли, пришлось построить новый большой дом, хоть и нелегко это было сделать в те времена. Все ответственные и важные решения принимал сам, поддерживал семейные традиции.
Главным увлечением и одним из источников дохода была небольшая пасека, где Федор Максимович проводил много времени. Полученного ароматного свежего меда хватало, немного оставалось и на продажу. Лишняя копеечка в большой семье не помешает. Все плотницкие и столярные работы делал дома своими руками.
В деревне его ценили и уважали за доброту и душевность. Он был депутатом сельсовета. Если кто-то из односельчан начинал дебоширить или в семье происходили крупные ссоры, его всегда приглашали, чтобы утихомирить разбушевавшегося соседа или спасти семью от развода.
Для своих близких Федор Максимович был крепкой и надежной опорой. Он помогал дочери пережить гибель мужа Николая Анпилогова в Афганистане, потом принимал участие в воспитании внуков.
В 1988 году тяжело заболел, несмотря на лечение и заботу о нем жены и детей, справиться с болезнью не получилось. Даже перед смертью он давал наставления родным, рассказывал, что им делать с домом, хозяйством. Семья тяжело переживала его уход. Дети по очереди приезжали навещать маму, наотрез отказывавшуюся уезжать в город. Она пережила Федора Максимовича на тридцать с небольшим лет, последние годы ее прошли в Рыльске – у дочери. Здоровье не позволило уже оставаться одной в маленькой деревне.
Многочисленные потомки Федора Максимовича Чертушкина свято чтут память о нем. Его портрет в строю Бессмертного полка носили его четверо детей, когда в Рыльске еще проходило шествие. Теперь с фотографией героического предка идут на День Победы его внуки и правнуки. А их у него – шестнадцать!
– Мы помним! Мы гордимся! Мы рассказываем правнукам о том, каким хорошим человеком он был, как мужественно защищал Родину, – уверяет его дочь Зинаида Анпилогова.
Светлана Беседина