Когда перестанут гибнуть пчелы?

24 августа 2023

431

Это был непростой разговор. И участники его – рыльские пчеловоды – покидали администрацию района в большинстве своем недовольными. Но нет сомнения: такая встреча была необходима.

Причину сбора знают многие: в начале июля в результате обработки сельскохозяйственных культур химическими препаратами погибли пчелы на многих пасеках района. Как сообщил первый заместитель главы района Павел Колоусов, по официальным данным, погибли 352 пчелосемьи. Пасечники считают, что гораздо больше. Это действительно серьезный ущерб, причем не только для владельцев пасек.

Председатель районного общества пчеловодов Николай Залунин рассказал о том, что сладкую продукцию своих хозяйств рыльские пасечники не только продают. Многие безвозмездно предоставляют мед участникам специальной военной операции, членам их семей, таким же образом помогают школе-интернату.

По мнению некоторых пострадавших, массовый мор пчел случился вокруг одного из полей ООО «Монастырская нива». Оттуда и были отправлены на анализ в компетентные инстанции образцы зеленой массы. Монастырское сельхозпредприятие вины не признаёт. Мотивируют они это тем, что были в числе первых, обратившихся с заявлением в станцию по борьбе с болезнями животных и правоохранительные органы. По итогам экспертизы, рассказал представитель монастыря, пчелы погибли от действующего вещества – имидоклаприда, а в зеленой массе рапса, растущего на том самом поле, такого не обнаружено. Образцы с полей других хозяйств почему-то взяты не были, хотя «Монастырская нива» на этом настаивала. Теперь же время упущено.

Представитель Россельхознадзора Александр Феоктистов в ходе собрания сообщил, что официальная экспертиза проведена, однако огласить ее результаты он не имеет права: в настоящее время идет прокурорская проверка, по окончании которой и будут известны официальные итоги. Только тогда у пострадавших пасечников может появиться возможность обратиться в суд для возмещения ущерба.

Главной целью встречи было не установление истины в конкретном инциденте. Речь шла о том, как избежать повторения подобного и как правильно действовать, если беда всё же случилась.

Перед рыльскими пчеловодами выступила исполняющая обязанности министра сельского хозяйства Курской области Наталья Гончарова. Она в ходе живого и по большей части довольно откровенного и временами даже нелицеприятного разговора с аудиторией старалась довести такую мысль: пока пчеловоды не начнут по-настоящему отстаивать свои права, избежать повтора такой ситуации невозможно. Компенсации, как в 2019 году, когда во многих районах случилось массовое отравление пчел, из областного бюджета выплачиваться не будут – возместить ущерб можно только через суд. Некоторые из рыльских пасечников пошли по этому пути: одиннадцать человек наняли опытного юриста.

Нужно четко знать алгоритм действий в случае гибели пчел. Упомянутый представитель Россельхознадзора о нем рассказал, обратив внимание на то, что действовать нужно как можно быстрее. Первым делом следует обратиться в станцию по борьбе с болезнями животных – для сбора биологического материала; в полицию – для помощи в сборе доказательной базы о нарушении правил обработки полей. В Россельхознадзор следует обращаться письменно – это можно сделать оперативно по электронной почте. Если всё сделать быстро, результаты экспертизы будут точными.

В нынешней же ситуации сроки упущены. Сам Россельхознадзор, как сообщил Александр Феоктистов, узнал об инциденте из открытых источников, и его специалисты приехали за образцами только 17 июля, в то время как гибель пчел произошла еще четвертого числа.

Среди первых пчеловодов, пошедших по официальному, скажем так, пути после того, как начали гибнуть насекомые, был Петр Фролов. Это по его инициативе пасечники обратились за помощью к опытному юристу.

Выступая в ходе совещания, он отметил важность таких встреч для того, чтобы взять в свои руки ситуацию – в случае повторения неприятных инцидентов. Их вероятность, увы, сохраняется, хотя было отмечено (и присутствующие пчеловоды с этим согласилось), что после тревожного и тяжелого 2019 года такие случаи стали, по большому счету, редкостью. Причем не только в нашем районе, а и во всей области.

Примеры из прошлых лет приводила Наталья Гончарова, рассказавшая, что все подобные происшествия непременно контролируются министерством сельского хозяйства. А итоги грамотных действий самих собственников позволили им получить через суд компенсацию за нанесенный ущерб. В целом же нормальное сосуществование сельхозпроизводителей и пасечников, большая помощь местной и районной власти свели к минимуму вероятность печальных случаев. Но, как видим, не к нулю…

– Именно взаимодействие, – говорила Наталья Гончарова в заключительном выступлении, – позволяет аграриям вырастить хороший урожай, а пчеловодам – получить мёд. Хотя сегодня не предусмотрено прямой поддержки для держателей пчел, можно получить поддержку грантовую – для фермерских хозяйств.

Юрий Козлов

 

Читайте также