Эталон педагога

27 октября 2024

324

За годы работы жизнь сводит нас с разными людьми, у которых свой эмоциональный мир, интеллект, талант, сила духа, мудрость… Встречи с одними – проходные, не имеющие существенного значения, не задерживающие внимания. А от общения с другими приходишь в восторг.

Соседство с ними делает нашу жизнь более яркой и интересной. Именно такой помню я Александру Александровну Макееву – женщину красивую, образованную, с утонченным вкусом, нежную и одновременно строгую и мудрую.

Мы познакомились с ней совершенно случайно. Много лет назад тогда еще районным отделом образования было велено провести открытые уроки учителей начальных классов. Данное мероприятие объединяла общественно значимая задача: лучшие педагоги делились опытом с молодыми коллегами.

Понятно, что учитель, готовясь к такому уроку, подбирая интересный материал, переживает и за себя, и за детей: насколько подготовленными окажутся они, как ответят. Возможно, многие обычные, скажем так, рядовые уроки, проходят гораздо успешнее, но именно по итогам открытого урока оценивает жюри работу учителя. Отсюда – и волнения.

Когда мы говорили с одним из директоров школ, он акцентировал внимание на некоторых, важных по его мнению, моментах:

– Иногда учителя, готовясь к открытому уроку, заранее определяют, кто из учеников на какой вопрос будет отвечать. Дети знают задания и приходят уже подготовленными. Но я искренне советую коллегам не поступать подобным образом. Прежде всего потому, что урок перестает выполнять свою основную функцию – обучающую, не несет ничего нового, ребятам на таком занятии не интересно, что становится очевидным для всех присутствующих. Более того: не исключен форс-мажор: кто-то из учеников может заболеть или от излишнего волнения забыть заранее заученный ответ. Урок должен быть живым и интересным – в чем и проявляется истинный талант педагога.

Мы с представителями отдела образования побывали на нескольких таких уроках. Впечатления были разными, в том числе и солидарными с директорским. Я уже готова была писать материал и вдруг получаю задание редакции посетить еще один открытый урок.

Иду в Рыльскую среднюю школу №1, к Александре Александровне Макеевой. И прихожу в восхищение от ее урока. В классе звучит спокойный голос педагога, не чувствуется никакого напряжения, у ребятишек любознательные лица. Эту любознательность не запланируешь заранее, поскольку она, как считают психологи, – «естественный интерес и любовь к новому знанию», тем более, когда речь идет о восьмилетних детях, в искренности которых уж точно сомневаться не приходится.

Приятно удивила еще одна немаловажная деталь: учительница всех учеников называла по имени. Еще по своему школьному детству помню, как это важно, особенно в начальных классах.

И чем лучше я узнавала Александру Александровну, тем все более ею восхищалась. В моем понимании она представляла собой эталон педагога: высоко образованный, добрый, чуткий, интеллигентный человек. К тому же она была красивой женщиной с чувством стиля и хорошим, я бы даже сказала безупречным, вкусом. Учитель – человек, практически постоянно появляющийся перед аудиторией, да еще детской. А дети – судьи строгие: они тоже оценивают и знания преподавателя, и его внешний вид. Болезненно реагируют, если замечают, что в классе у учителя есть любимчики.

В принципе, у каждого педагога есть любимые ученики, как и любимые учителя у ребят. Отрицать это бессмысленно, как и то, что любимчики и любимые – не одно и то же. Любимые ученики делают успехи, а любимчики пользуются покровительством в ущерб другим. Так вот и в этом плане педагог Александра Макеева была эталоном. У нее со всеми были ровные отношения, никого из своих ребят не оставляла она без внимания. Если кто-то заболевал, приходила к нему домой и занималась с ним. И ученики ее получали хорошие знания, по окончании средней школы поступали в престижные вузы.

Своей замечательной профессии Александрой Александровной были отданы сорок три года жизни, «за многолетний добросовестный труд» удостоена звания отличника народного просвещения. Она помнила всех своих выпускников. При встречах с родителями интересовалась их судьбой, личным счастьем. И по-прежнему помогала, чем могла.

Нынешним летом Александры Александровны Макеевой не стало. Грустно, когда уходят из жизни такие замечательные люди. Но они, оставляя после себя неизгладимый добрый след, продолжают жить в нашей памяти.

Анна Светлова

 

Читайте также