Хочу защитить наш старый герб

29 января 2023

323

Дискуссия в газете по поводу того, каким должен быть герб Рыльска, продолжается. К нам поступают новые материалы, в основном от рыльских старожилов, в которых они, отстаивая свою точку зрения, приводят различные аргументы и факты.

Когда я читала в районной газете публикации с исторически обоснованными выводами о том, что старый герб менять нельзя, с приведенными доводами соглашалась полностью. Как коренную рылянку меня озадачило следующее. Почему священники, создавая инициативную группу, не привлекли историков, краеведов, работников музея, потомков прославленных рыльских купцов.

Зачем наш старый герб менять на герб-икону, на которой изображен лик болгарского святого Ивана Рильского? В Рыльском районе нет церкви в честь святого, в церквях нет придела, названного в его честь. В старые времена гора Иоанна Рыльского называлась Баламутовой горой. И вот напрашивается такое сравнение: ведь владыка Герман и курские священники не ратуют за то, чтобы на гербе Курска появился лик великого русского святого преподобного Серафима Саровского (в миру Прохора Мошнина), уроженца этого города. А священники города Кронштадта не предлагают на гербе города изобразить лик святого праведного Иоанна Кронштадтского и рядом лик его небесного покровителя Ивана Рильского. На гербе города Симферополя нет лика архиепископа Симферопольского и Крымского, святителя Луки (Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого – известного российского ученого, доктора медицины, награжденного медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов», религиозного деятеля, доктора богословия).

Мы доподлинно не знаем, как выглядело лицо Ивана Рильского, жившего в IХ–Х веках. Изображение лика условное, снятое со стенописи Рильского монастыря в Болгарии. В 70-е годы прошлого столетия я была в Болгарии и в Рильском монастыре. На болгарских гербах лика святого нет.

А иконы указанных мною русских святых написаны с их прижизненных портретов и фотографий. Но их, подчеркну еще раз, на гербах нет. Представляю себе такую ситуацию: прохожу мимо администрации района, где размещен герб-икона. Что я как православная, крещеная должна сделать: перекреститься, поклониться, что обычно делаешь перед иконой, отдавая дань уважения святому? Ведь в конкретном случае на меня бы смотрела икона, обрамленная листьями. Полагаю, что и подписи на листках с изображением святого люди ставили (по предложению священников) потому, что в первую очередь видели перед собой икону, а не герб.

Во все времена старый герб устраивал дореволюционные, революционные, советские, партийные, административные органы власти нашего города. Никому в голову не приходило решение о замене старого герба-символа. Зачем трехсотлетний исторический геральдический символ города, отличавшегося своей культурой, образованием (12 церквей, торгово-промышленная школа, городское училище, духовное училище, 3 гимназии, церковно-приходская школа, богадельни, богатое купечество, город посетили два царя – Петр I и Александр I) менять на герб-икону «компьютерного рисования» с изображением лика святого? Какой «геральдический» совет нарисовал это? Иконы с изображением ликов святых должны находиться в церквях, монастырях, а не на гербах.

По моему мнению, менять гербы – дело светское. Ведь наша страна – светское государство, и это закреплено в Конституции России. И местным священникам, создавая инициативную группу по замене старого герба на новый, это нужно было знать.

Я написала обо всем этом лишь потому, что мне очень хочется защитить наш старинный, красивый, овеянный боевой и трудовой славой моих родных и дорогих предков герб города Рыльска.

Валентина Малышева

 

По теме:

«Из истории городского герба» («Районные будни» № 93 от 18.11.2022)

«Наш небесный покровитель» («Районные будни» №101 от 16.12.2022)

«Герб нельзя менять: это культурно-исторический код Рыльска» («Районные будни» №4 от 13.01.2023)

 

Читайте также