Если б снова начать…

8 ноября 2022

355

В нашей жизни встречаются люди, общение с которыми доставляет большое удовольствие. Говоришь с ними и чувствуешь, как улучшается твое настроение, у тебя расправляются крылья. Это, несмотря на то, что у самих этих людей ворох проблем, оставляет желать лучшего здоровье. Но они, наделенные ангельской добротой, щедро делятся ею с ближними, заряжают их своей неиссякаемой энергией. А всем нам, особенно в непростых условиях современной жизни, так хочется максимально сохранить бодрость, причем как можно дольше.

Молодой педагог Лидия Шулешова

Лидией Павловной Толмачевой лично я восхищалась всегда. И когда она, стройная, красивая, с сияющей улыбкой, шла по улицам города, и когда давала урок, пела в хоре, танцевала вместе с мужем под музыку духового оркестра… На нее хочется равняться и сегодня. Она все так же не утратила оптимизма, приветлива, радушна, интересуется происходящими событиями в стране, районе, ее любимой Рыльской средней школе №4, в которой проработала 45 лет.

Недавно мы, давно не видевшиеся, снова встретились в доме Толмачевых. Не скрою: мне было приятно, что Лидия Павловна не забыла меня, встретила все с той же лучезарной улыбкой. …И потекла наша неспешная задушевная беседа. Столько всего вспомнили!..

– К сожалению, для меня теперь только одни воспоминания и остались, – вдруг вскользь заметила моя собеседница, и впервые на лице ее мелькнула едва заметная тень грусти.

Но сила воли взяла верх. И мы снова переместились в другую эпоху нашей жизни, в то время, когда все были молоды, много работали, мечтали, строили планы, и когда казалось, что так будет всегда, потому что, как поется в известной комсомольской песне, «никогда, никогда не стареет тот, кто смолоду сердцем богат».

Это как раз сказано про Лидочку Шулешову, которая уже в свои 18 лет завоевала большой авторитет. Девушка успешно окончила рыльское педагогическое училище. Наставники решительно рекомендовали ей поступать в институт. Но она поехала по распределению работать в Киргизию.

– Очень мне там нравилось, – вспоминает Лидия Павловна тот период своей жизни. – Дети меня полюбили. И я их тоже. Расставались – плакали. Но меня настойчиво звала домой мама, в каждом письме. Отец мой, Павел Захарович – кадровый военный, погиб на фронте. Мама скучала. И я вернулась.

– А с Анатолием Александровичем как Вы познакомились?

– С Толечкой моим любимым мы встретились в милиции, точнее – в паспортном столе. Это была несколько необычная встреча. Оба пришли получать паспорта. И вот всем их выдают, а моего – нет. Я немного растерялась и тут же обернулась на веселый голос за моей спиной: «Шпионка!». И вдруг называют фамилию этого молодого человека: «Толмачев! Вашего паспорта тоже нет». Все, кто там был, дружно засмеялись. Как оказалось, начальник не успел поставить печати. Нам пришлось немного подождать. И тут выяснилось, что я знаю маму моего случайного знакомого. Татьяна Максимовна была секретарем директора педучилища. А я – старостой группы. И каждый день носила ей рапортички: кто какую оценку получил, вообще все сведения… И тогда я даже подумать не могла, что эта женщина – моя будущая свекровь. Замечательная она была! У меня к ней были такие же теплые чувства, как к родной матери. И она отвечала мне взаимностью.

Лидия Павловна с мужем Анатолием Александровичем

– Значит, знакомство в паспортном столе все-таки было не случайным?

– Судьба! Толечка мой только вернулся домой после службы на флоте. Встречались мы четыре года. Когда уже поженились, некоторые знакомые спрашивали у него, почему долго не делал предложения. А Толя отвечал: «Хотел подольше любоваться чудесной девочкой, еще не обремененной семейными заботами». А в ЗАГС пошли тоже неожиданно, срочно прямо.

В Севастополе жила моя тетушка. Прислала письмо: «Лидочка, приезжай. Я тебе работу тут нашла, и квартира тебе достанется». Я рассказала об этом Толе. Решение его было молниеносным: «Женимся! Срочно!». И вот живем вместе уже 61 год…

Лидочку Толмачеву пригласили на работу в Дом пионеров – методистом. А в 1964 году состоялось открытие Рыльской средней школы №4. И ее сразу же взяли сюда в качестве пионервожатой.

– Первым директором был Гавриил Родионович Коняев, – вспоминает Лидия Павловна. – Бесподобный человек! И жена его – Ирина Степановна – замечательная женщина. Директор – фронтовик. Потерял на войне ногу. Но не утратил бодрости, чуткости. Очень заботился о своих коллегах, особенно молодых. Говорил мне по-отцовски: «Лида, вы с мужем должны жить душа в душу, как мы с женой». Так мы и жили, поддерживали друг друга и в горе, и в радости.

У Лидии Павловны, наконец, появилась возможность преподавать, как она говорит, свою любимую физкультуру в четвертой школе. Анатолий Александрович работал механиком в коммунальной службе города. Старшее поколение рылян, должно быть, помнит, что Сейм наш некогда был судоходным, по реке ходили катера, в том числе и небезызвестный Василий Фролов. В юности Анатолий Толмачев служил во Владивостоке, четыре года были отданы флоту. А тут вдруг в родном городе появилась возможность поработать на пассажирском катере…

Жила молодая семья в родовом гнезде Толмачевых.

– Это тот же самый дом, где мы с вами сейчас беседуем, – замечает Анатолий Александрович. – До сих пор в нем живем.

– Сколько же ему лет?

– Да не меньше трехсот. Дед мой рассказывал, что его дед работал в доме, в котором останавливался Петр I. Добротно построен…

Молодые супруги Толмачевы были счастливы. Много работали. Лидия Павловна была еще и активной общественницей. Днем – занята в школе, а по ночам готовила разного рода отчеты, писала сценарии. Муж по этому поводу никогда не высказывал своего неудовольствия. Напротив: во всем ее поддерживал, вместе с женой ходил на многие мероприятия и даже участвовал в них. Он так любил свою Лидочку, что старшую дочку назвал ее именем. А потом родилась и младшенькая – Анечка.

На семейном совете решили: если уж так случилось, что в молодости Лидочка старшая пожертвовала высшим образованием в пользу киргизских школьников, то теперь непременно должна его получить. И она поступила в Курский педагогический институт на географический факультет. Но заболела Лидочка маленькая, и вуз пришлось оставить: нет ничего в мире сильнее материнской любви.

Жизнь между тем продолжалась. Дочери выросли. Лида вышла замуж за выпускника рыльского авиационного училища, и молодожены уехали в Харьков.

– У нас родилась внучка – Юленька, – сквозь слезы улыбается Лидия Павловна. – Теперь уже взрослая, замуж вышла. По-прежнему живет в Харькове. Мы знаем, что непросто ей позвонить нам или написать сообщение. Но она умудряется присылать нам весточки «с добрым утром», поздравляет с праздниками, с днем рождения. Жаль, что встретиться пока не получается. В детстве жила у нас какое-то время, потом отец забрал…

Лидии Павловне тяжело говорить: боль тех страшных далеких событий до сих пор пронзает сердце. Однажды летом родители, как обычно, ждали гостей из Харькова. Знали, что дети уже купили билеты. Но… не дождались – случилось несчастье. Лидия Анатольевна с шестилетней Юленькой и ее подруга с дочерью такого же, как Юля, возраста «пошли на пляж». Отдыхали на берегу водоема. И вдруг Лидия увидела, что маленькая девочка, дочка ее подруги, неожиданно оказавшаяся в воде, тонет. Ни секунды не медля, она бросилась спасать ее. И спасла. А сама погибла…

Бабушка и дедушка взяли Юленьку к себе.

– Но через некоторое время приехал зять и сказал, что хочет забрать дочку, потому что не может жить без нее, – Лидия Павловна грустно вздыхает: слишком тяжелы воспоминания. – И вот все мы, взрослые, сидим и плачем, раздумывая, как поступить, чтобы лучше было ребенку. А Юлечка наша оказалась мудрее всех. Сама приняла решение: «Поеду с папой. Вы тут все вместе. У вас еще один внук есть. А папа там один». Вот так она и осталась в Харькове. Успешно окончила школу, а потом Железнодорожный институт.

Лидия Павловна говорит, что в то горькое для нее время ее спасали сплоченная семья, верные друзья и любимая работа.

– Особенно я любила работать с детьми начальных и пятых-шестых классов, – подчеркивает она. – Ребята повзрослее – уже более самостоятельные. А маленькие – еще такие доверчивые. Если у них что-то не получалось, я им всегда помогала.

Лидия Толмачева – именно такой педагог, которого всем сердцем любили дети, их родители, бабушки и дедушки, которые до сих пор вспоминают, как она «брала на руки внуков и «подсаживала», если им трудно было самостоятельно подтянуться на турнике». На пенсию уходила уже в 69 лет. В Рыльской средней школе № 4 коллеги до сих пор отзываются о ней с особенной теплотой.

– Если акцентировать внимание на профессионализме Лидии Павловны, то можно говорить сплошные комплименты, – подчеркивает директор Сергей Пехов. – И человек она замечательный, чуткий, ей присуща просто исключительная доброта. Поэтому она и пользовалась большим уважением в коллективе. И дети ее очень любили. Даже на переменах не отходили от нее: делились впечатлениями, советовались, расспрашивали о многом, что их интересовало. Словом, педагог – в истинном понимании этого слова.

А сегодня в нашей школе работает ее дочь – Анна Анатольевна Бескровных, – уточняет Сергей Иванович. Она – почетный работник общего образования. Тоже очень уважаемый человек и учитель. В качестве примера приведу один бесспорный факт. Анна Анатольевна работает в начальных классах. И в классе у нее всегда под тридцать человек: родители с удовольствием ведут к ней детей.

Да, младшая дочь Толмачевых тоже связала свою судьбу с педагогикой. По окончании Курского педагогического института пришла работать в школу, в которой училась сама и которую окончила с золотой медалью. И как-то незаметно пролетели уже три десятилетия.

Вообще о династии Толмачевых можно рассказывать много. Учителем начальных классов начинала свою педагогическую деятельность мама Анатолия Александровича – Татьяна Максимовна. Сам он некоторое время преподавал математику в одной из сельских школ. Педагогами были ближайшие родственники Лидии Павловны и Анатолия Александровича.

Правда, самое младшее поколение Толмачевых выбрало для себя другие сферы деятельности. Сын Анны Анатольевны – Александр, еще один любимый внук бабушки и дедушки, учится в Белгородском государственном университете. Его профессия будет связана с менеджментом.

Сейчас студенты на дистанционном обучении.

– Сашенька часто забегает нас проведать, – очень довольна бабушка. – Обо всем расспросит: как здоровье, какое настроение, не нужна ли помощь.

Для Лидии Павловны такое внимание близких сегодня особенно важно. Постигшее ее горе все-таки оставило тяжкий след: она потеряла зрение.

– Как хорошо, что всегда рядом со мной любимый мой Толечка, – на ее лице одновременно появляется улыбка и катятся по нему слезы. – И доченька каждый день приходит. Рассказывает, как дела на работе. Общий трудовой стаж мой – 51 год. Но 45 лет отдано именно четвертой школе. Так что мне небезразлично, чем сегодня живет ее коллектив. Я вот откровенно скажу: если бы мне довелось несколько раз родиться, я все равно бы выбирала профессию педагога, вне которой себя просто не мыслю. Это мечта моего детства, и я очень рада, что она сбылась.

И еще очень важно для меня, что Бог послал мне прекрасного мужа, замечательных детей и внуков. А хорошая, крепкая семья – надежный тыл. Благодаря этому я и выдержала выпавшие на мою долю тяжелые испытания, – заостряет на этом внимание Лидия Павловна. – В одиночку с ними не справиться даже очень сильному человеку

Говорят, что два любящих сердца наделены такой силой, которая помогает пройти через все трудности, преодолеть любые препятствия. И примером тому – супруги Толмачевы. Они награждены медалью «За любовь и верность». И хочется верить, что вместе Лидия Павловна и Анатолий Александрович будут жить еще долго и счастливо.

Анна Белунова

 

Читайте также