Екатерина Кобзарева: Моё призвание – учить и воспитывать детей
Из множества профессий учитель, безусловно, профессия особенная, очень важная. Представители ее будут востребованы всегда, в любое время: и потому что именно они сеют «разумное, доброе, вечное», и потому, что полноценное обучение без учителей невозможно.
К тому же под эгидой педагога – аспекты и обучения, и воспитания, поскольку он призван не только передать знания, велика его роль и в формировании ценностей, развитии способностей обучающихся.
– Роль учителя в обществе действительно очень важна, – подчеркивает начальник управления образования района Наталья Сучкина. – Учителя как раз формируют будущее нашего общества, учат детей всему тому, что для них будет очень актуально в жизни, знакомят их с историей, культурой, наукой, искусством, помогают развивать творческие способности, коммуникативные навыки. Они также играют ключевую роль в воспитании детей, помогают им вырасти хорошими людьми.
Эти качества Наталья Николаевна видит в молодом директоре Рыльской основной школы №2 Екатерине Кобзаревой, потому и порекомендовала ее в качестве героини нашего материала. Сама же Екатерина говорит, что изначально о профессии педагога «даже и не думала». Из всех школьных предметов ей больше всего нравилась и легко давалась математика.
– Это благодаря моему отцу, Николаю Алексеевичу Семисалову, – уточняет она. – Он работал сначала механизатором, потом инженером в колхозе «Родина». Вот у него как раз были способности к математике, развивал он их и у меня. И я решила стать бухгалтером. Но моя мама, Наталья Анатольевна, в то время художественный руководитель Александровского СДК, запротестовала: «Какой еще бухгалтер?! Пойдешь в педагогическое училище!».
Катя была девочкой послушной и последовала совету мамы. Вместе с дипломом учителя начальных классов она получила распределение в Александровку – в начальную школу, в которой начинала учиться сама. А вскоре ей предложили работу в Студенокской средней школе, которую она окончила.
Поначалу была вожатой. Активная девушка развернула большую общественную работу, в том числе и поисковую. Вместе с ребятами по крупицам собирали сведения о своих земляках – фронтовиках-героях, партизанах, среди которых и отважная Александра Зайцева, погибшая от рук фашистов. Кстати, в «Районных буднях» был опубликован большой материал об этой мужественной комсомолке, подготовленный Екатериной Кобзаревой.
Работая в школе среди сильных авторитетных педагогов, обладающих качественными и всесторонними знаниями своих предметов, Катя понимала, что и самой ей в той школе, где она еще не так давно была ученицей, нужно расти в профессиональном плане. И поступила на физико-математический факультет Курского педагогического университета. А одновременно стала преподавать математику в родной школе, в то время еще достаточно населенной: в ней занимались 90 ребятишек. Постепенно их, к сожалению, становилось все меньше, но образовательная организация продолжала успешно работать. А Екатерина Кобзарева заявила о себе и в профессиональном плане, и проявила хорошие организаторские способности. В управлении образования района эти ее качества были отмечены, и Екатерина Николаевна была назначена на должность директора Студенокской школы. А спустя еще несколько лет она стала директором Рыльской основной школы №2. Вот так достаточно быстро складывалась ее «вертикальная» карьера – продвижение вверх по служебной лестнице. Конечно же, карьерный рост учителя связан с его собственным профессиональным ростом, готовностью развиваться и совершенствоваться.
Математика – предмет, бесспорно, сложный. Интересуюсь у Екатерины Николаевны, насколько успешно усваивают его обучающиеся.
– Дети в состоянии усвоить данный предмет в рамках школьной программы, если должным образом работает над этим сам педагог, – делится она уже приобретенным за два десятилетия педагогическим опытом. – Немаловажная роль при этом отводится и родителям. К сожалению, находятся среди них и такие, которые рассуждают: «Моему ребенку математика по большому счету в жизни не пригодится. Он выберет себе занятие, не связанное с ней». Но подобные рассуждения, я считаю, наивны. Математика нам требуется практически на каждом шагу. Не случайно ведь ее называют царицей наук! Математика создала логику, на которую в той или иной степени опираются все науки. Без нее не обойтись ни в одной сфере жизни. Да и вообще… Она позволяет человеку развить важные умственные качества, тренирует память и улучшает интеллект…
– Наталья Николаевна Сучкина как раз акцентировала внимание на вашем тесном общении с родителями ваших учеников.
– Я начала налаживать эти контакты, как только стала работать учителем, поскольку понимала, что это позволит мне как педагогу лучше узнать каждого ребенка, увидеть его в разных ситуациях, а в итоге помочь взрослым правильно понять его индивидуальные особенности, помочь в развитии способностей, в формировании ценных жизненных ориентаций. Это дает позитивный результат: ребята серьезнее относятся к учебе, успешнее усваивают мой предмет.
– В нынешних условиях Вы ведете его дистанционно…
– Да. И это в некоторой степени осложняет нашу общую с детьми работу. Необходимое оборудование для дистанционного обучения, конечно, есть. Но все-таки без доски и мела математику преподавать сложно. К тому же во время очной формы обучения я вижу всех своих ребят, их глаза, чувствую их настроение, практически безошибочно определяю, усвоили они изучаемый материал или нет. Тем не менее все мы понимаем, что в нынешних условиях для наших учеников дистанционная форма обучения рассматривается как единственный вариант.
В рыльской школе №2 на сегодняшний день – 116 обучающихся. Ребята вместе с родителями живут в разных местах, но все они занимаются у своих учителей. Екатерина Кобзарева ведет математику в шестом классе. Много часов не берет, поскольку на ней еще и хозяйственная работа образовательной организации.
– Все мы очень надеемся в скором времени вернуться домой, – говорит Екатерина Николаевна. – И моя задача как директора не просто сохранить здание нашей образовательной организации, а подготовить все для того, чтобы школа в любой момент могла принять своих ребят. К началу нового учебного года мы сделали хороший ремонт. Котельная у нас своя. Операторы ее с началом отопительного сезона обещали приступить к работе.
Мы стремимся дать нашим ученикам полноценное качественное образование: оно ведь – неотъемлемая часть жизни. Быть образованным – значит уметь разбираться в окружающем мире, иметь собственное мировоззрение, накапливать и передавать ценный опыт… И в то же время стремимся в целом сделать школу максимально комфортной для обучения, создать для этого необходимые условия.
– Каким, по вашему мнению, должен быть современный педагог?
– Прежде всего он должен отлично владеть своим предметом. Как компетентный специалист он обязан доступно донести знания до учеников. Конечно же, педагог должен развивать в своих учениках лучшие человеческие качества – доброту, честность, великодушие, сострадание, вежливость, искренность, трудолюбие, инициативность, справедливость… Важно, чтобы учитель любил своих учеников – всех, а не кого-то отдельно. В противном случае в нашу профессию лучше не идти. Педагогика – это призвание. Мое призвание – учить и воспитывать детей.
Екатерина Николаевна тепло вспоминает о своих учителях, особенно о преподавателе русского языка и литературы Татьяне Григорьевне Жуковой и классном руководителе учителе математики Надежде Дмитриевне Седых. Говорит, что во многом благодаря им состоялась как педагог. Чувствует себя и в профессии, и в жизни вполне успешным человеком. Вместе с мужем, Александром Алексеевичем, вырастили двух сыновей. Сергей и Дмитрий – студенты многопрофильного колледжа имени Даниила Гранина.
Немного грустит Екатерина лишь о том, что в силу известных обстоятельств ей, как и ее коллегам, пришлось покинуть родной дом. Но и она, и все сегодня живут надеждой на победу российской армии и на скорое возвращение домой.
Анна Светлова