Ценность жизни Галины Масленниковой
Все профессии важны – истина непреложная. Просто каждый выбирает их, в зависимости от своей потребности: мечтает о карьерном росте на политической арене, об улучшении материального благосостояния, о социальном престиже… В числе немногих есть и профессия, которую выбирают исключительно по искренней любви, – это профессия педагога.
Именно ее по окончании школы выбрала скромная девочка из рыльской Мазеповки, поступившая в педагогическое училище. После него – несколько лет работы в сельской школе. А сегодня Галина Масленникова – педагог Рыльской средней школы №4, почетный работник общего образования РФ, удостоена высоких областных и районных наград.
– Галине Ниловне свойственны все те качества, которые и должны быть присущи истинному педагогу, – характеризует коллегу директор школы Сергей Пехов. – В плане профессиональном она – на высоте. Поддерживает здоровый эмоциональный климат в классе, требовательна и к детям, и к себе, постоянно самосовершенствуется, уважает своих учеников, ей интересна вся жизнь ребенка. Такому педагогу профессиональное выгорание не грозит – она любит свою работу. Родители за несколько лет записывают своих детей в класс к Галине Ниловне. И не случайно именно она назначена на должность заместителя директора по учебно-воспитательной работе в начальной школе.
Галина Масленникова – человек активной жизненной позиции. И это не просто слова. Они подтверждаются фактами. Коллеги отмечают, что ее «деятельность направлена на раскрытие и реализацию творческого потенциала обучающихся». Сама Галина Ниловна говорит, что истинное удовольствие доставляет ей работа именно с младшими школьниками: «Они все такие любознательные, глазки горят»…
Безусловно, преподаватели в школе любят работать с одаренными детьми. Но Галина Ниловна считает, что талантливы абсолютно все ребятишки, подчеркивая при этом, что любимчиков у нее нет. Учитель, уточняет она, должен решить стоящую перед ним важную задачу: рассмотреть талант каждого ребенка и постараться развить его.
Насколько ей это удается? Приведем хотя бы несколько примеров, свидетельствующих о том, что ученики Галины Масленниковой действительно проявляют свой талант в различных направлениях. Они неоднократно становились призерами и победителями творческих, исследовательских и научных конкурсов. Среди них есть призеры муниципального этапа областной олимпиады школьников по русскому языку и математике, призеры в областной научно- практической конференции «Первые шаги в науку», регионального конкурса «Я – курянин-2021», районного – «Гренадеры, вперед!»…
Начальник районного управления образования Наталья Сучкина подчеркивает, что на уроках Галины Масленниковой всегда царит творческая атмосфера, ребята работают активно и с удовольствием, просто лес поднятых рук, много игровых элементов.
– Могу с полной уверенностью сказать, что Галина Ниловна – учитель от Бога, – расставляет акценты Наталья Николаевна. – Такие педагоги, как она, выбирая профессию, выбирают и свою судьбу на долгие годы трудовой деятельности. Безусловно, немало есть интересных, творческих профессий, которые требуют таланта, толерантности. На мой взгляд, учитель – это не просто профессия, это призвание, дело всей жизни человека. Педагог несет детям знания, вкладывает в них душу, воспитывает в каждом ребенке настоящего человека, личность и, видя результаты своего творческого труда, гордится учениками.
Причем Галина Ниловна, выпуская своих воспитанников из начальной школы в среднее звено, по-прежнему интересуется их успехами и проблемами, помогает в трудных жизненных ситуациях уже повзрослевшим ученикам. Богатый свой опыт этот замечательный педагог передает коллегам на открытых уроках, педагогических советах, школьных и районных методических объединениях учителей начальных классов, а также во время проводимых внешкольных мероприятиях.
Во время встреч с учителями разных школ неоднократно приходилось слышать сетования на большую нагрузку. Когда мы заговорили на эту тему с Галиной Ниловной, на мой вопрос, как ей удается все успевать, она, улыбнувшись, ответила: «Все, чем я занимаюсь, мне интересно». Вот в чем кроется на поверку, в общем-то, простой секрет: если занимаешься любимой работой, то целиком погружаешься в нее, игнорируя усталость и даже недуг. Конечно, не все одержимы новаторскими идеями, не у всех, по выражению поэта, «планов громадье», но для Галины Масленниковой в этом – смысл ее жизни.
Когда с искренней любовью относишься к тому, что делаешь, по силам действительно многое. Несколько лет Галина Масленникова руководила школьным методическим объединением учителей начальных классов. «Входит в состав жюри муниципального этапа областной олимпиады среди обучающихся начальных классов, является модератором программы повышения квалификации учителей начальных классов, членом территориальной аттестационной комиссии педагогических работников, регулярно участвует в работе учителей начальных классов районного учебно-методического объединения…», – это всего лишь несколько строк из характеристики на педагога, свидетельствующей о ее колоссальной занятости.
Плюс ко всему эта удивительная женщина еще и активная общественница. Работает в составе муниципальной общественной комиссии по благоустройству Рыльска, является членом общественного совета при администрации города, возглавляет совет уличных комитетов, десять лет была председателем избирательной комиссии муниципального образования «Город Рыльск». Награждена Почетной грамотой общероссийской общественно-государственной организации «Союз женщин России» – «за активную гражданскую позицию, плодотворную работу по пропаганде семейных ценностей и укреплению институтов семьи».
Но, разумеется, главное в жизни Галины Ниловны Масленниковой – ее профессиональная деятельность. И, конечно же, она преуспевает на ниве образования. Имеем в виду и ее собственный профессиональный рост. Окончила Курский педагогический университет. Большими успехами ознаменовалось ее участие в профессиональных конкурсах различного уровня. В 2011 году стала победителем муниципального этапа всероссийского конкурса «Учитель года России», в 2016-м – победителем III всероссийского конкурса профессионального мастерства «Урок в начальной школе ХХI века» в номинации «Урок обучения грамоте», в 2019-м – призером регионального открытого фестиваля творческих педагогов «Учитель-курянин ХХI века»… Победы были одержаны ею и во многих других творческих конкурсах. В том числе была одним из победителей областного конкурса «Учитель года России».
– Галина Ниловна, сегодня много говорят о том, что современная система образования оставляет желать лучшего и сожалеют «о той – советской». Как Вы относитесь к такому мнению?
– Во все времена было важным самое главное – любовь к профессии, к детям. Принципиально также – идти в ногу со временем. Приходя на работу, я четко знаю, чему должна научить детей и с какими знаниями выпустить их в среднее звено. Любую систему образования можно приноровить к себе, к своим способностям, своему видению. Одной из первых я перешла на работу по программе «Начальная школа ХХI века».
– Чем она примечательна?
– В основе проекта – идея личностно-ориентированного образования, поисково-творческого. Такой вид обучения дает возможность каждому школьнику развиваться индивидуально, в зависимости от его интересов и способностей. У нас даже была возможность встретиться с научным руководителем данного учебно-методического комплекса – Натальей Федоровной Виноградовой. Безусловно, время не стоит на месте, вносит и в нашу жизнь, и в сферу деятельности свои коррективы. И наша задача (подчеркну еще раз) – не отставать от времени.
Кстати, мы с ребятами выпустили свои сборники из опыта работы на уроках окружающего мира. Последний – исследовательский проект «Рыльск от А до Я». Альбом – с фотографиями. Дети на каждую букву алфавита старались найти объект в городе и кратко его представить. Вместе с коллегами начальной школы издали сборник «Традиции малых городов Курской области – основа формирования базовых национальных ценностей». Мы постоянно должны находиться в творческом процессе. У нас же еще проходят практику будущие педагоги – так что тем более нужно держать марку.
– Можно сказать, что сегодня в школу приходят молодые таланты?
– Конечно! В этом году, например, набирает первый класс молодой педагог, умница – Анна Сергеевна Амелина, которая прежде поработала в группе продленного дня. Сейчас многие студенты учатся и работают. Я сама так начинала – в Большенизовцевской школе. Одиннадцать лет отдано ей… И там я получила свою первую благодарность – за создание краеведческого музея…
Преподаватель часто воспринимается окружающими как лицо учебного заведения, поэтому позитивный имидж педагога – важная составляющая образовательного учреждения. Для меня, работающей в начальных классах нашей четвертой школы, примером были педагоги Нина Ивановна Горина, Светлана Аркадьевна Федорова, Таисия Васильевна Воронкова, Галина Александровна Васильева…
–Вами отдано работе в школе почти четыре десятилетия… То, что Вы человек успешный, известно всем. Чувствуете ли Вы себя человеком счастливым?
– Да.
– А что такое женское счастье?
– Счастье – это любить жизнь, свою семью, радоваться каждому дню, солнышку, мирному небу. Причем радоваться не за себя одну, но и за своих близких, друзей, которые познаются не только в беде, но и в радости.
– «Говорят, что друзья познаются в беде, но порою лишь в счастье ты друга познаешь», – утверждал поэт.
– Да, и у меня есть такие замечательные друзья, которые могут искренне радоваться моим успехам, благополучию в семье. Конечно, поддержали они меня и в горе, когда умер муж. У меня замечательные сыновья и невестки, внуки. Я тепло вспоминаю о своих родителях, свекрови и свекре. Я знаю, что меня тоже любили все те, кого уже нет, и любят те, кто со мной рядом. В этом, на мой взгляд, и есть главная ценность жизни.
Анна Белунова