Последнее задание «Курска»

12 августа 2020

653

Ровно двадцать лет назад в Баренцевом море на глубине 108 метров потерпел крушение российский атомный подводный ракетоносный крейсер К-141 «Курск». Гибель лодки, на борту которой находились 118 человек, стала самой масштабной катастрофой в истории отечественного подводного флота.

На тот момент «Курск» была одной из самых современных субмарин Военно-морского флота России, предназначенная для борьбы с крупными надводными кораблями противника, прежде всего с авианосцами. В апреле 1993 года в честь подвига советского народа на Курской дуге директивой главнокомандующего ВМФ Владимира Куроедова лодке было присвоено почетное наименование «Курск». Спущена на воду она в мае 1994 года, принята в эксплуатацию 30 декабря.

В августе 2000 года в Баренцевом море проходили учения Северного флота. Крейсер «Курск» вышел в море для выполнения учебно-боевого задания недалеко от Кольского залива 10 августа. Командовал кораблем капитан 1-го ранга Геннадий Лячин. Утром 12 августа подводная лодка условно атаковала крылатой ракетой «Гранит» эскадру во главе с тяжелым авианосцем «Адмирал Кузнецов» и флагманом флота атомным крейсером «Петр Великий». «Курск» должен был в 9.40 начать подготовку, а с 11.40 до 13.40 осуществить учебную атаку. Последние записи в журналах отмечены 11 часами 15 минутами.

В 11.28 гидроакустик на крейсере «Петр Великий» зафиксировал хлопок, после чего корабль ощутимо тряхнуло. Командир корабля – капитан 1-го ранга Владимир Касатонов, – выслушав доклад о хлопке, не придал ему значения.

Наблюдатели в назначенное время торпедных атак не обнаружили. На командном пункте надводников всплытия атомохода не видели и доклада по результатам выполнения задания не получали. В назначенное время (в 17.30) «Курск» на связь не вышел. На сеанс повторной связи командир корабля не вышел и в 23.00.

Утром следующего дня на поиски пропавшей подлодки отправилась группа кораблей во главе с командующим Северным флотом Вячеславом Поповым. В 4.51 «Курск» был обнаружен гидроакустической аппаратурой крейсера «Петр Великий» лежащим на грунте на глубине 108 метров.

Внешний осмотр с помощью специальных средств показал сильные разрушения прочного и легкого корпусов в носовой части лодки, включающие в себя сквозную пробоину верхней части прочного корпуса площадью несколько квадратных метров. Характер повреждений однозначно указывал на их происхождение от внутреннего взрыва боезапаса в первом отсеке.

Общественности изначально сообщили, что большинство членов экипажа погибло в течение нескольких минут после взрыва. В операции по подъему погибших участвовали шесть российских и шесть норвежских водолазов. Они обнаружили 24 тела в девятом отсеке, турбинном зале на корме лодки 21 августа. Капитан-лейтенант Дмитрий Колесников написал записку с имена 23 матросов, живших в отделении после того, как корабль затонул.

В течение года следователи собирали идентификационные признаки, опрашивая родственников, друзей, сослуживцев погибших, запрашивали сведения из медицинских учреждений. Судебным медикам также были предоставлены медицинские книжки, обнаруженные в четвертом отсеке. И только к 20 марта 2002 года удалось обнаружить и опознать тела 115 погибших подводников. Двух матросов – Дмитрия Коткова и Ивана Нефедкова, а также главного специалиста «Дагдизеля» Мамеда Гаджиева – найти не удалось. По заключению криминалистической медицинской экспертизы, находившиеся в девятом отсеке подводники умерли от острого отравления окисью углерода в течение семи-восьми часов после катастрофы.

В нашей области живут одиннадцать семей погибших моряков-подводников. Ежегодно 12 августа на мемориале павшим в годы войны проходят траурные мероприятия в память об экипаже «Курска»…

 

Читайте также