О противодействии коррупции

9 августа 2021

881

Эта тема не теряет актуальности. По просьбе редакции «Районных будней» заместитель прокурора района Ирина Милонова рассказала об основных задачах, которые стоят перед ведомством по борьбе с коррупцией и о некоторых результатах этой работы.

Под коррупцией понимаются злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами.

 

Антикоррупционные требования к предотвращению конфликта интересов

Работники организаций, подведомственных органам местного самоуправления, обязаны принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов и урегулированию возникшего конфликта интересов, а также должны уведомлять в письменной форме работодателя и своего непосредственного начальника о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения.

Под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных обязанностей.

Непринятие стороной конфликта интересов мер по его предотвращению или урегулированию является правонарушением, влекущим в том числе увольнение указанного лица.

Так, в прошлом и текущем годах устанавливались факты не урегулирования конфликта интересов, возникших между главой сельского поселения и его родственником при предоставлении последнему в собственность земельного участка, между заместителем главы сельского поселения и руководителем муниципального учреждения, являющемся родственником муниципальному служащему, при возложении на последнего обязанностей главы сельского поселения, при предоставлении сведений о доходах. По всем фактам прокуратурой района внесены представления, по результатам рассмотрения которых приняты меры по предотвращению конфликтов интересов.

 

Нарушения антикоррупционного законодательства в случаях, когда гражданин состоит в подчинении родственника

Трудовой кодекс РФ не содержит запрета на совместную работу родственников, в том числе при условии прямого подчинения одного из них другому. Соответствующие ограничения установлены для некоторых категорий лиц законодательством о противодействии коррупции, о государственной и муниципальной службе, а также федеральными законами, регулирующими прохождение государственной службы в отдельных органах.

Так, государственные и муниципальные служащие не могут находиться на службе в случае близкого родства или свойства со служащим, если замещение должности связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.

Непринятие лицом, являющимся стороной конфликта интересов, мер по его предотвращению или урегулированию является правонарушением, влекущим увольнение указанного лица.

 

Конфликт интересов при заключении государственных и муниципальных контрактов – основание для признания их недействительными

Закупки для государственных и муниципальных нужд являются одной из сфер экономики, подверженных коррупционным проявлениям в силу вовлечения в него финансовых ресурсов и стремления участников закупочной деятельности обогатиться ими противоправным способом.

В целях противодействия таким проявлениям заказчик устанавливает к участникам закупки единые требования, законом о контрактной системе. Одним из таких обязательных требований является отсутствие конфликта интересов между участниками закупки и заказчиком.

При обнаружении конфликта интересов заказчик обязан отказать в заключении контракта. Контракт, заключенный при наличии конфликта интересов, является ничтожной сделкой, так как нарушает прямо установленный законодательный запрет и посягает на публичные интересы.

 

Какие виды дисциплинарных взысканий применяются в отношении муниципальных служащих за совершение коррупционных правонарушений?

За несоблюдение муниципальным служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупци, предусмотрены дисциплинарные взыскания в виде замечания, выговора, увольнения с муниципальной службы по соответствующим основаниям, в том числе в связи с утратой доверия.

Основаниями для расторжения трудового договора с муниципальным служащим являются следующие коррупционные правонарушения: несоблюдение ограничений, связанных с муниципальной службой; несоблюдение запретов, связанных с муниципальной службой; непринятие муниципальным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов; непринятие муниципальным служащим, являющимся представителем нанимателя, которому стало известно о возникновении у подчиненного ему муниципального служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов; непредставление муниципальным служащим сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в случае, если представление таких сведений обязательно, либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений.

 

Обязанности уведомления лицами, замещающими должности государственной и муниципальной службы о трудоустройстве после увольнения со службы

В течение первых двух лет после увольнения со службы при трудоустройстве на новую работу с любым размером оплаты труда или заключении гражданско-правовых договоров на выполнение работ (услуг) на сумму более 100 тысяч рублей в месяц бывший государственный или муниципальный служащий при условии, что его должность была включена в перечень должностей, установленных нормативным правовым актом, обязан сообщить новому работодателю о последнем месте своей службы.

Закон обязывает нового работодателя в случае трудоустройства бывшего государственного или муниципального служащего в 10-дневный срок направить уведомление о заключении такого договора по месту предыдущей службы работника.

При этом указанные ограничения не распространяются на случаи трудоустройства на новую государственную или муниципальную службу.

Так, в 2020 году прокуратурой района был установлен факт не уведомления индивидуальным предпринимателем о трудоустройстве бывшего государственного служащего в ИФНС России по городу Курску, где ранее осуществлял трудовую деятельность работник. За допущенные нарушения индивидуальный предприниматель по постановлению прокурора мировым судом был привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 30 тысяч рублей.

 

Читайте также