Разное лицо рыльского рынка…
– Будьте здоровы! – говорят при встрече одесситы своим знакомым. – Все остальное купите на привозе.
Действительно: привоз – рынок, базар – то место, где, в принципе, можно приобрести самые разные крупные и мелкие покупки. В нашем Рыльске базар – это еще и «клуб» общения местных жителей: здесь можно узнать самые свежие новости о городской жизни, получить «полную информацию» о событиях, которые еще только намечаются, но, по мнению «знатоков», произойдут непременно.

Весовая часть рынка накануне 90-х годов…
Старожилы помнят, каким был рыльский базар несколько десятилетий назад, с каким интересом приезжали и приходили сюда торговцы и покупатели. Рассказывают даже анекдотический случай про отца и дочь, которые из своей отдаленной деревни ехали кратчайшим путем через перелески (асфальтированной дороги тогда еще не было) на базар на ночь, чтобы чуть свет начать продавать поросят. По дороге уснули, а лошадь развернулась и привезла их домой, на лужок, где и паслась на сочной травке. Проснулись «путешественники» еще до рассвета и в утренней предрассветной полутьме деревню свою не узнали, решили, что они совсем недалеко от Рыльска – в Пригородной слободке.
– Фроська, рано приехали, переждем пока. Напои коня, – отдал распоряжение отец.
По дороге к колодцу Ефросинья увидела соседа с ведром и искренне удивилась:
– Ты тоже на базар едешь?
– Какой базар?! – с недоумением спросил тот и тут же рассмеялся: – Заблудились!
Долго потом потешались над этими торговцами в родной деревне, да и теперь, когда людей этих уже нет в живых, все еще с добрым смехом вспоминают о них, если речь заходит о базаре.

…и в начале второго десятилетия ХХI века
За девять десятилетий своей жизни многое помнила коренная рылянка Софья Алексеевна Малышева и с удовольствием рассказывала о том рыльском базаре, каким она его знала:
– В минувшем веке базар был многолюдным, шумным, веселым местом. Сюда тянулись подводы, приходили люди пешком из окрестных сел и деревень. Прибывали рано, не позднее шести утра – иначе не займешь удобное место для торговли. К этому времени сторож уже открывал ворота.
По правую сторону от них, где сейчас расположился большой торговый центр одного из рыльских предпринимателей, раньше стояли старинные каменные магазины, в которых продавали мясо. А хранилось оно в подвальных помещениях, для чего специально на Сейме рубили зимой лед. Мясо, предназначенное для быстрой реализации, обкладывали крапивой, что придавало ему приятный запах и особую свежесть.
Чуть поодаль находились ларьки – в них продавали воду, которую брали из соборного колодца на площади возле Успенского кафедрального собора. Особым спросом пользовалась монастырская водичка из криницы Святителя Николая Чудотворца.
Посредине рынка в лавках торговали молочными продуктами, резаной птицей. Рядом можно было купить хлеб, который всегда пекли на ночь.
Софья Алексеевна утверждала, что и спустя несколько десятилетий помнила вкус жареной, а точнее, запеченной в печке рыбы! Растительное масло, которым ее смазывали, как только доставали из печи, придавало ей просто неповторимый аромат.
Дальше всех были бакалейные ларьки – там покупали конфеты («подушечки», «помадку», «горошек»), халву, фруктовую и морковную чайную заварку. Хромой дядя Кузя умел варить конфеты «маковки», «тянучки». Дети несказанно радовались, когда покупали сладости именно у него. Горожане выносили на базар пироги собственной выпечки, «французские булочки», которые всегда пользовались спросом, потому что были мягкими и очень вкусными, а стоили три копейки. Рыльский пивной завод привозил посыпанные сахаром пряники. Все это находилось на первой части рынка, а далее шла весовая площадь перед торговыми рядами.
В правом углу стояли большие весы. За небольшую сумму здесь взвешивали возы с сеном, дровами, яблоками… В самих торговых рядах хранили зерно, картофель, овощи и другие сельскохозяйственные продукты.
Слева, вдоль дороги, были врыты столбы с жердями, за которые можно было привязать лошадей. Здесь, прямо с возов, торговали всем, что было выращено в садах и на огородах. А также продавали, коров, лошадей, поросят, всякую живую птицу. Кузнецы торговали косами, серпами, лопатами…
– Ранее перед рынком был чудесный скверик, – Софья Алексеевна вспоминала об этом как-то особенно трогательно. – Там люди отдыхали, перекусывали, собирались в обратную дорогу. А те, кто не успевал закончить свои дела и вернуться домой, оставались на ночлег в «Доме колхозника». Желающие могли зайти в пивную к Пал Юдычу – выпить ситро, морс, пиво или пропустить маленькую рюмочку.
После полудня рынок обычно сворачивался. На нем всегда было чисто. Лавки, ларьки убирали и рабочие рынка, и сами продавцы. Мостовая всегда была ровная и сухая. Словом, во всем соблюдался строгий порядок…

Реконструированная Базарная площадь
В наше время, в ХХI веке, рыльский рынок обрел иное лицо, и многие горожане сокрушались по поводу того, что «теперь все смешалось в одну кучу. Продуктовая часть рынка ютится в проулке вдоль магазина «Эльдорадо», а вещевые ларьки заняли весь старый рынок. Причем стоят они так близко друг к другу, что, не приведи Господи, пожар или какое другое бедствие, оттуда живым не выйдешь».
Практически всеобщим (за исключением, может быть, только самих торговцев) было возмущение по поводу того, что из-за построенных по решению прежних городских властей «желтых ларьков на весовой части рынка, потерялся величественный вид торговых рядов»…
И вот благодаря всероссийскому конкурсу лучших проектов комфортной городской среды, в котором Рыльск оказался в числе победителей и получил грант, реконструирована Базарная площадь, да и прилегающая территория. Так что сегодня у рыльского рынка, точнее – именно этой площади – опять-таки новое лицо, причем довольно привлекательное, что, кстати, отмечают многие рыляне: «Здесь теперь приятно бывать и днем, и вечером. К тому же, освещение прекрасное – словно праздничная иллюминация». Правда, наивно утверждать, что лицо это вызывает всеобщий восторг: есть и недовольные, указывающие «на огрехи».
– Некоторые небольшие огрехи действительно имеют место, – не скрывает этого заместитель главы города Владимир Ковальчук. – Имею в виду, в частности, просевшую кое-где тротуарную плитку. Но подрядчик пообещал имеющиеся недочеты устранить весной.
Рылян, называющих себя неравнодушными, волнует судьба торговых рядов – «уникального памятника старины, неотъемлемой части истории нашего города». Реставрация их требует больших средств. Но хочется надеяться, что, говоря словами Марины Цветаевой, им, «как драгоценным винам, настанет свой черед»…
Анна Светлова