Профессия – как судьба

9 апреля 2021

1205

Разные люди по-разному относятся к выбору своей будущей профессии. Одни выбирают вуз не потому, что мечтали о нем, а оттого, что он оказался доступнее – конкурс в нем меньше, а вот другие… Для них профессия – как судьба, неразрывно связана с самой жизнью. Заслуженный учитель Российской Федерации Гавриил Никифорович Арсенов – как раз из числа тех, для кого профессиональная и жизненная дорога – единое целое.

Почти полвека отдано им системе образования района. Причем возглавлять школу, а потом и отдел образования пришлось в поистине сложное время, когда практически полностью отсутствовал столь немаловажный фактор, как стабильность. Трудно строить какие-то планы, когда не знаешь, чем закончится день сегодняшний и как сложится завтрашний.

– Помню, как он опекал нас, молодых директоров, когда в школах ситуация оставляла желать лучшего по главной причине – отсутствии финансов, – рассказывает директор Рыльской средней школы № 4 Сергей Пехов. – Сложно было предъявлять какие-то требования к учителям, когда в девяностые, да и в начале двухтысячных годов, они месяцами не получали зарплату. Но учебный процесс нужно было не просто продолжать, а вести его на высоком уровне, приобретать новое оборудование для классных кабинетов… Словом, Арсенов требовал от нас вести педагогическую работу на должном уровне, невзирая ни на какие препоны. Любимая его поговорка: «Надел погоны – не марай честь мундира!».

И как-то неловко было ссылаться на разного рода трудности, – подчеркивает Сергей Иванович, – когда мы видели, что Арсенов сам работает на полную катушку. Замечания он нам делал исключительно деликатно, никогда не повышая голоса, но при этом они были очень меткими, что называется, – не в бровь, а в глаз. И думалось иной раз: уж лучше бы отругал! Конечно, теперь, уже с высоты собственного возраста и педагогического опыта, я очень благодарен Гавриилу Никифоровичу за такое вот воспитание, за его бережное отношение к кадрам, за понимание, за умение корректно выправить допущенные нами ошибки и вообще за многое другое, за крепкую мужскую дружбу до сегодняшнего дня.

Думаю, многие люди, работавшие вместе с Арсеновым или просто хорошо знавшие его, тоже могут адресовать ему слова благодарности. Лично я благодарна Гавриилу Никифоровичу и как педагогу, и как человеку, с которым многие годы довелось сотрудничать.

Он всегда умел морально поддержать. Причем делал это искренне, даже с удовольствием. Если попытаться охарактеризовать Арсенова одним словом, то я бы сказала, что более всего к нему подходит определение солнечный. Его улыбка (даже иной раз ироничная) всегда как-то тебя окрыляла. А в школе мы все знали: если вдруг обидит по непонятным причинам невзлюбивший тебя учитель, «Арсенов тебя отстоит». Природа щедро наделила его даром психолога, тонким знатоком человеческой души, в том числе и детской. Наверное, он поэтому и выбрал профессию педагога, что любил и понимал детей, как никто другой.

Давным-давно Гавриил Никифорович был и моим учителем. И я до сих пор помню, как зажигал он нас всех задором и оптимизмом во время военно-спортивной игры «Зарница», помню наши походы на лыжах и множество других ярких событий школьной жизни. Тогда нас было много – не меньше тридцати человек в каждом классе. Но Арсенову это не мешало находить индивидуальный подход к каждому. Даже от его иронично-обаятельной улыбки вырастали крылышки, потому что своими замечаниями по существу он не обижал, а подбадривал учеников.

В школе нас учили бороться за справедливость, высказывать собственное мнение и отстаивать его. И мы (в большинстве своем) воспринимали это буквально. Но случались моменты, когда «собственное мнение нужно было придержать при себе, а не выражать на общешкольном собрании». И тогда на твою защиту становился единственный педагог – Арсенов. Он спокойным, ровным голосом убеждал собравшихся, что в любом возрасте человек не просто может, а должен иметь свой взгляд на разного рода явления. А если он для учителя кажется не убедительным, ученику нужно это объяснить, а не осуждать его.

Как-то я спросила у Гавриила Никифоровича, что для него главное в работе, и он с присущей ему искренностью ответил:

– Кадры. Тезис старый, но очень верный.

Работая директором школы, а потом и начальником районного отдела образования, он как раз относился к кадрам очень бережно и терпеливо. Даже к тем, кто строчил на него заведомо ложные доносы в администрацию района и комитет образования области. На вопрос, почему терпит подобных в коллективе, отвечал с неизменным (по крайней мере, внешним) спокойствием:

– Каждый имеет право на собственное мнение.

Коллеги, работавшие в отделе образования под руководством Арсенова много лет, называют это время чудесным.

– Арсенов – эталон руководителя, – восхищается Надежда Сечко, в недавнем прошлом методист по дошкольному воспитанию. – Умный, объективный, деликатный, профессионал высокого класса, прекрасный организатор и управленец, очень ответственный человек…Несомненно, большое значение имел и тот факт, что Гавриил Никифорович – филолог, – уточняет Надежда Петровна. – Для него делом чести было, чтобы все деловые бумаги, отправляемые в комитет образования и другие инстанции, не просто оформлялись в соответствии с требованиями, а были составлены исключительно грамотно.

У Арсенова – дар красноречия, он прирожденный оратор. Его выступления были блестящими на форумах разного уровня. А еще – ему всегда было присуще чувство собственного достоинства. За все эти и многие другие качества его характера Гавриил Никифорович был и остается глубокоуважаемым человеком: и его начальниками, и коллегами, да и, думаю, всеми, кто хотя бы был просто знаком с ним.

На мой взгляд, в Арсенове всегда удачно соседствовали лирик и педант. Он скрупулезно относился к своей работе и при этом чувствовалось, как он в нее влюблен: она – его жизнь. А достоинство… Да, это, пожалуй, одно из главных и лучших его качеств. Как бы больно и незаслуженно ни ударили – ни один мускул не дрогнет. Во всяком случае – всенародно. Но это отнюдь не означало, что он не переживал и не волновался. Еще как!..

В середине семидесятых его назначили директором Козинской школы. Воспринял он это назначение без особой радости, поскольку в новой должности его ожидал непочатый край дел. Первым делом Арсенов составил план (он всегда так поступал, прежде чем приступить к работе, и коллег учил тому же) и поэтапно начал претворять задуманное в жизнь. Сначала провели воду, на следующий год сделали школьную столовую, а потом начали заниматься мастерскими и домом для учителей.

Как уже неоднократно подчеркивалось, Арсенов – человек творческий. Но вместе с тем он и хороший хозяйственник. За двадцать лет его работы в районном отделе образования не закрылась ни одна школа. Напротив, было построено немало новых: Степановская, Семеновская, Малогнеушевская, Поповкинская, Большегнеушевская. Новая школа в Локте – особая его гордость: сделал подарок односельчанам.

Рассказывая об Арсенове, неверно было бы представить его исключительно «добреньким дядей». Он умел быть требовательным и строгим, когда в том была необходимость. Но при этом всегда оставался объективным, за что особенно ценили и уважали его. И что еще очень важно: Арсенов никогда не уходил от проблем, которые нужно было осветить в газете, выявить позитивные и негативные стороны. И вот тому пример.

В редакцию пришло письмо от родителей, негодовавших по поводу того, что у директора школы, в которой учатся их дети, нет педагогического образования. «Как такое возможно?» – спрашивали его авторы. Гавриил Никифорович сразу согласился на интервью. Что это? Профессиональная смелость? Да! Но еще и глубокое знание проблемы изнутри. Арсенов бы никогда не взял в школу человека, не имеющего педагогического образования! Вот и попавший в опалу родителей директор (как выяснилось во время нашего разговора) его имел.

Правда, этот материал вызвал недовольство некоторых учителей: «Как можно было поднимать такой вопрос в газете?!». А вот сам Арсенов считал, что в газете любой вопрос можно и должно освещать, поскольку разного рода перешептывания обрастают слухами, а в слухах ничего не только великого, но и даже просто позитивного нет. Другой вопрос – объяснять проблему нужно квалифицированно, со знанием дела. Начальник отдела образования умел это делать прекрасно. Сам хорошо знал редакционную кухню: по окончании школы работал в редакции в то время еще Крупецкого района.

Именно тогда он и встретил девушку – свою первую любовь и любовь на всю жизнь. По заданию редакции он пришел в Крупецкую среднюю школу и увидел ее: она пела в хоре, третья слева. «Какой красивый профиль, – отметил он для себя. – Я непременно познакомлюсь с ней, и она непременно станет моей женой». Друзья подтрунивали, утверждая, что ничего не выйдет – «гордая она». Действительно: почти два года ухаживал он за Надей Хандуриной, добивался ее руки. И добился. В сентябре будет уже 60 лет, как они вместе.

Говорят, если мужчина успешный – это практически наполовину заслуга его жены. Гавриил Никифорович этого и не отрицает.

– В жизни бывали разные ситуации, – говорит он. – И трудно определить, кто больше кому подставлял плечо, кто оказывался в тот момент сильнее. Красивый профиль Надежды, околдовавший меня однажды и навсегда, во все времена был рядом: и в радости, и в печали. Она сама педагог, и отлично понимала и разделяла все мои проблемы. Приду домой уставший и огорченный – она без всяких расспросов подаст мой любимый кофе. А потом выяснит, в чем суть моих проблем и как-то просто и одновременно мудро расставит все акценты. А разве могу я забыть тот момент, когда после операции я, едва только открыл глаза, увидел ее чудный профиль…

Может быть, Арсенов потому и приходил на работу с улыбкой на лице, что из дома, благодаря Надежде Григорьевне, уходил с хорошим настроением. Отсюда и теплота отношения к своим ученикам. Как поступал обычно учитель, когда кто-то из школьников не посещал занятия? Приходил к ним домой или вызывал родителей. Арсенов все каноны разрушил. Будучи директором Козинской школы, он отремонтировал машину, которую собирались сдать в металлолом (ребята прозвали ее «Королевой») и возил на ней в школу детей: и просто подвозил, и привозил тех, которые не хотели посещать занятия. В конце концов последним становилось стыдно. Разумеется, «Королева» предназначалась не только для этих целей, она выполняла массу хозяйственных работ. Но, вероятно, в том и заключается мудрость истинного педагога, что он добивается поставленной перед собой цели, минуя конфликт.

Арсенов умеет разрядить любую обстановку, нормализовать ее. Вот, например, такая ситуация. Накануне выпускных экзаменов старшеклассники писали «пробное сочинение». В класс вошли директор школы, учителя, преподававшие литературу, и начальник отдела образования. Ребята, конечно же, волновались. К девочке, на лице которой волнение было выражено наиболее ярко, подошел Арсенов:

– Вы позволите мне посидеть рядом с Вами?

Девчонка улыбнулась, расцвела и начала совершенно спокойно писать…

Как-то Гавриил Никифорович спросил у меня:

– Надя тебе не рассказывала, о чем я мечтал в молодости?

– Нет…

– Чтобы с нашего домашнего крыльца сходила жизнерадостная красивая девочка с роскошным бантом…

Арсенов мечтал о дочери, а родились двое замечательных сыновей. Но мечта его, пусть и не сразу, все-таки осуществилась: ребята подарили ему целых четыре внучки.

Директора школ дали Арсенову прозвище: Батя. Оно тоже достаточно ярко характеризует его. А вот что говорит сам Гавриил Никифорович о своей профессии:

– Работать с детьми – большое счастье. Пока рядом с ними, чувствуешь себя молодым, ты полон творческих планов. Самую большую радость испытываешь, когда понимаешь, что открываешь молодому поколению дорогу в большую жизнь, помогаешь сделать правильный выбор. А если еще и «спасибо» услышишь…

Давно уже Гавриил Никифорович Арсенов – на заслуженном отдыхе. Нелегко ему далось решение уйти с любимой работы, но в силу сложившихся на тот момент обстоятельств посчитал, что так будет правильнее. Рассказывают, что председатель комитета образования, провожая коллегу на пенсию, заметил, что Арсенов – единственный на его памяти человек, который ушел с должности начальника районного отдела образования добровольно, хотя он успешный руководитель и мог бы работать дальше…

Время быстротечно. Вот уже и Гавриил Никифорович отметил 80-летие. Желаем ему в добром здравии встретить и свое столетие.

Анна Белунова

 

Читайте также