Полувековой юбилей школы

1 января

354

0

На левом берегу Сейма, в уникальном живописном месте находится Рыльская школа № 2. Из ее окон открывается красивый вид на раздольные луга, а вдали можно рассмотреть купола Свято-Николаевского монастыря.

История образовательного учреждения началась в 1936 году. Тогда школа была расположена на пересечении улиц Энгельса и Розы Люксембург. Напротив основного здания находилась усадьба с опытным участком и хорошо оборудованной спортивной площадкой. Изначально школа была семилетней, но с 1939 года начала преобразовываться в «десятилетку». Война не дала возможности довести эту работу до конца, поэтому к 1941 году здесь учились ребята с первого по девятый классы. Во время немецкой оккупации работа учебного заведения была приостановлена.

С 1946-го по 1956 год его возглавлял Николай Михайлович Козлов. Он вспоминал: «Через несколько дней после освобождения Рыльска от фашистских захватчиков мне пришлось вместе с наступающими войсками проезжать через город. Понятно, я первым делом поинтересовался состоянием школьного здания.

…Увидев школу, я испытал еще большую ненависть к фашистам. Это была «моя школа», в ней я учил своих ребятишек. И вот она предстала передо мной в виде коробки, покрытой дырявой крышей. На нижнем этаже нет ни полов, ни балок, на верхнем этаже сохранились три комнаты – именно те, где размещалась немецкая часть. Вместо рам – зияющие дыры, потолки повреждены.

После того, как в 1946 году я был демобилизован, мне предложили вновь организовать работу школы № 2. В помощники дали физрука Алексея Васильевича Ключева.

Учащиеся и учителя были выделены из школы № 1, в здании которой мы заняли несколько комнат на первом этаже. Но «военными квартирантами» мы быть не могли, задумались о собственном здании… К 1948 году разместились в школе счетоводов.

Здание полуразрушено, мебели и учебных пособий нет, денег отпускали мало, а подготовить всё к занятиям нужно было за лето. Где-то достали старых досок и сколотили столы и скамейки, где-то добыли бревен, распили их, настелили полы, с великим трудом застеклили рамы, побелили, покрасили, починили крышу и потолки, приобрели кое-какие учебные пособия. С сентября школа начала работать в собственном здании».

Много сил вложили в восстановление образовательного учреждения Алексей Васильевич Ключев и техническая служащая Надежда Ивановна Любушина. С 1956 по 1975 годы во главе школы стоял Леонид Михайлович Солодовников – участник Великой Отечественной войны, грамотный и принципиальный руководитель, который сумел создать работоспособный, дружный и творческий коллектив.

В 60-е началось строительство нового здания на улице Кирова, ключи от которого были переданы руководству в 1969 году. С этого времени и идет отсчет «возраста» второй школы. С 1975-го два года ее возглавляла Зоя Николаевна Буглакова – учитель русского языка и литературы, строгий, но справедливый директор, всегда находивший общий язык с коллегами.

На этом посту ее сменил Виктор Иванович Вербин. Он был человеком добрым, отзывчивым, много занимался общественной работой. Именно при нем была создана кроликоферма, открылся межколхозный детский лагерь, процветала пионерская организация, построили второе здание, где занимались ученики начальной школы.

Дела Виктора Ивановича продолжила Татьяна Борисовна Артюшкова – требовательный руководитель, творческий человек, ставший душой коллектива.

С 1983-го до 1999 годы пост директора занял Алексей Максимович Рудюков, сочетавший в себе качества хорошего хозяйственника и мудрого руководителя. При нем был построен еще один корпус, письменные столы заменены на парты, шло активное сотрудничество с лесхозом: ученики работали в питомниках, пропалывали елки.

В эти годы школа становится центром туризма в районе. Евгений Георгиевич Аксенов, будучи молодым педагогом, покорял горные хребты Северного Кавказа, потому и вложил все свои силы, труд и душу в создание и развитие туристско-краеведческого направления.

Потом директором стала Валентина Васильевна Бояринцева. Она успевала всё, ее энергии хватало на то, чтобы дать рекомендации, помочь, направить работу коллег в нужное русло. В 2002 году образовательному учреждению присвоено звание «Школа года», а через два года коллектив стал победителем областного конкурса «Лучшие школы-2004».

Важное место в воспитании молодого поколения занимает «тимуровская работа». Наши ученики помогают ветеранам, ухаживают за Братской могилой в Боровском, ведут переписку с родственниками погибшего при освобождении Рыльска Василия Андреевича Буланова.

Когда перелистываешь страницы, рассказывающие о ярких судьбах наших педагогов, понимаешь, что работали они не только по долгу, но и по велению сердца, с полной отдачей, самозабвенно, осознавая огромную ответственность за жизни детей и родную школу. Руководствуясь их примером, теперь мы продолжаем писать ее историю.

Многие учителя на вопрос о собственных достижениях рассказывают об успехах своих учеников. Наверное, это правильно. Отличные знания ученика, победы в олимпиадах, честные поступки, уважение к старшим, поступление в университет, появление семьи – всё это учитель воспринимает, как частицу себя. И если вчерашние школьники звонят, приходят навестить своих учителей – значит, они помнят нас и хотят общаться. А в этом и заключается настоящее учительское счастье!

Виктория Бобина,

директор школы

Читайте также