Нет в России семьи такой…

8 мая 2021

638

Не утихает боль в сердцах людей, потому что «Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой», нет такой семьи, в которой бы родные люди не полегли на поле брани или не возвратились домой израненными, искалеченными войной. По убеждению прошедшего через ее горнило поэта Константина Симонова, «Она такой вдавила след/И стольких наземь положила,/Что двадцать лет и тридцать лет/Живым не верится, что живы»…

В прошлом году мы отметили славную дату – 75-летие Победы в Великой Отечественной войне. В июне нынешнего отметим дату скорбную – 80-летие со дня ее начала. Идет время. Все меньше остается на земле героев тех ожесточенных сражений. Но они живы в памяти своих детей. А что знает о них молодежь – внуки и правнуки? Мы предложили молодым рассказать о том, что известно им о дедах и прадедах, отстоявших для них чистое небо, спокойную мирную жизнь.

 

Трудный путь им пришлось пройти

Владимир БЕЛУНОВ,

руководитель аппарата Представительного собрания района:

Я горжусь тем, что в Великую Победу нашего героического народа внесен вклад и моими ближайшими родственниками. У меня была счастливая возможность общаться с моим дедушкой – Иосифом Федоровичем Белуновым, ветераном Великой Отечественной войны. А еще в День Победы к нам домой каждый год приезжал его товарищ, которого, тяжелораненого, мой дедушка перевязал на поле боя и донес до медсанбата. «Бойцы вспоминали минувшие дни», на их глазах блестели слезы. Я, будучи еще школьником, слушал их и вспоминал строки стихотворения Юлии Друниной: «Кто говорит, что на войне не страшно,/ Тот ничего не знает о войне».

Иосиф Белунов на фронте попал в 989-й стрелковый полк 226-й стрелковой дивизии. Сентябрьской ночью 1943 года части дивизии на подручных средствах переправились через Днепр и захватили плацдарм на его правом берегу в районе села Ясногородка Киевской области. В дальнейшем именно эта дивизия помогла войскам 1-го Украинского фронта освободить Киев.

В одном из боев отличился красноармеец рядовой Иосиф Белунов и был награжден медалью «За боевые заслуги». Вспоминая те огненные годы, дедушка рассказывал, что в экстремальных условиях на фронте приходилось делать то, чему, казалось бы, совсем не был обучен.

В одном из тяжелых боев погибла медсестра. Во время короткой передышки командир спросил: «Санитары есть?». Все молчали – совсем ведь еще мальчишки. И тогда командир, вручая санитарную сумку рядовому Белунову, такому же молодому солдату, сказал: «Перевязывай раненых». И он спас многих, в том числе вынес из огня уже упомянутого мной своего «товарища по окопу», с которым они оставались друзьями на всю жизнь.

Иосиф Федорович Белунов не дошел, как мечтал, до Берлина. Судьба готовила ему другую участь: в октябре 1943 года он был тяжело ранен. Долго лежал в госпитале. Рвался на фронт, но… был списан и вернулся домой инвалидом. Однажды мы вместе смотрели фильм, снятый по повести Юрия Бондарева «Батальоны просят огня». И вдруг я увидел, что мой дедушка, человек с твердым характером, закаленный в различных испытаниях, плачет.

– Что случилось? – спросил я.

– Этот фильм рассказывает в том числе и о нас, – объяснил мне дедушка причину своего волнения. – Наш батальон, ожидая огневой поддержки, сражался в невероятно сложных условиях. Много тогда ребят полегло… Мы тоже просили огня, а нам его не давали. Уже потом, спустя время, мы узнали, что немцы разбомбили эшелон с боеприпасами…

Среди наград Иосифа Федоровича – орден Отечественной войны I степени, медаль Жукова, медали к юбилейным датам Победы в Великой Отечественной войне.

После войны мой дедушка окончил лесной техникум, а потом поступил в Брянский технологический институт на лесохозяйственный факультет. Практически вся его трудовая деятельность была посвящена лесному хозяйству. На многих десятках гектаров под его руководством были посажены и выращены леса в Хомутовском и Рыльском районах. За свою работу Иосиф Федорович Белунов неоднократно награждался Курским управлением лесного хозяйства. Дорожил значком «За долголетнюю и безупречную службу в государственной лесной охране СССР».

Гордость нашей семьи и мой прадед – Федор Дмитриевич Белунов. О его фронтовых дорогах сведений, к сожалению, немного: он не вернулся домой. Родился мой прадедушка, как и дедушка (его сын) в селе Локоть. На всю округу слыл отличным столяром. На фронте – практически с первых дней нападения врага на нашу страну. Тоже был рядовым, воевал в составе 79-го стрелкового полка 283-й стрелковой дивизии, у которой славный боевой путь.

В конце 1943 года она участвовала в Гомельско-Речицкой наступательной операции, в результате которой был освобожден белорусский город Гомель. Могу предположить, что участие в ней принимал и Федор Дмитриевич Белунов, поскольку, по сведениям Центрального архива Министерства обороны РФ (к сожалению, очень скудным), в январе 1944 года он «умер от ран» в госпитале Гомельской области. Похоронен в братской могиле. Дедушка мой ездил на место захоронения своего отца…

Второй мой прадед – Дмитрий Филиппович Поляков – в войне не участвовал по состоянию здоровья: у него было больное сердце. Но он активно помогал в годы оккупации партизанам, дислоцировавшимся в крупецких лесах. А его жена (моя прабабушка) Ефросинья Николаевна пекла для народных мстителей хлеб. Прадеда моего выдал фашистам сосед-полицай. А спасла его от неминуемого расстрела прабабушка.

Историю его спасения рассказывала мне их дочь, моя бабушка Екатерина Дмитриевна Белунова. Стало известно, что от комендатуры в Крупце, где обосновались немцы, Дмитрия Полякова в числе других на рассвете поведут на расстрел. В этот час здесь собрались местные жители. Это были не только родственники, многие просто пришли морально поддержать шедших на смерть. Дмитрий сквозь толпу увидел жену и махнул ей рукой. А заметивший это немец с силой ударил его прикладом по голове.

Обезумевшая от горя и утратившая элементарный инстинкт самосохранения женщина вмиг оказалась в одном строю с теми, кого вели убивать. И такие же русские женщины решили ей помочь. Они кольцом окружили приговоренных, стали бросать им печеную картошку. И пока фашисты пытались «навести порядок», Ефросинью вместе с Дмитрием незаметно вывели из этого кольца…

По рассказам моей бабушки, ее мать была на редкость смелым человеком, славилась справедливым характером и большим трудолюбием. Она была лично знакома с легендарным Константином Константиновичем Рокоссовским. Его штаб в 1943 году некоторое время находился на хуторе Красный Пахарь, в доме родного брата моего прадеда Дмитрия. А Ефросинья вместе со своей невесткой Татьяной (женой хозяина дома) были здесь в качестве поваров. Кто-то, видно, доложил командующему, что самые вкусные пироги на хуторе печет Ефросинья Полякова, вот ее и позвали на кухню.

Но главное значение этого «знакомства» выдающегося полководца и простой крестьянки в другом: Рокоссовский, прощаясь, оставил моей прабабушке рояль и «написал записку», что никто не имеет права отобрать его у нее. Ефросинья от такого подарка растерялась – зачем он ей? А Константин Константинович сказал: «Не отказывайся, Фрося. Пусть тебе этот рояль останется на память». Правда, подарок командующего недолго оставался в хате Поляковых: сельсовет забрал и рояль, и записку. Но память об этом значительном событии до сих пор живет в нашей семье…

 

Мы не забудем спасших мир

Виктория КИРЧАК,

студентка Рыльского медицинского колледжа:

День 9 Мая – знаменательная и священная для нашей страны дата. В этот праздник наша семья обязательно поздравляет ветеранов: дарим цветы и выражаем горячую признательность за отвоеванный мир и сохраненное от разорения Отечество.

Я живу в приемной семье Татьяны Петровны Приваловой. Попала в нее совсем маленькой, поэтому ничего не знаю о своих родственниках. Но в моей сегодняшней семье свято чтят память своих родных, участвовавших в Великой Отечественной войне и приближавших победу. О них рассказывала бабушка, когда была жива, а сейчас мы говорим о них с мамой. Ее дедушка – Иван Дмитриевич Ленивкин – ушел на фронт в июне 1941 года. Сначала попал в учебный радиополк, а уже потом – на поле брани. Первые месяцы войны были самыми страшными. Погибли тысячи молоденьких, необстрелянных солдат, в их числе – и наш прадед. Но именно эти мальчишки сделали первый шаг к Великой Победе.

Мы вместе с мамой сожалеем о том, что не сохранилось ни одной фотографии нашего прадедушки. Но главное – живет в нашем большом доме память о нем. Моя старшая сестра Ольга, проживающая в Санкт-Петербурге, обратилась в архив этого города. Ей выдали справку: Иван Дмитриевич Ленивкин считается без вести пропавшим. Но его имя есть в Книге Памяти – значит, не только родные не забывают его, но помнит и Родина.

Идет время. Но, сколько бы поколений ни сменилось, я думаю, подвиги наших и маршалов, и рядовых никогда не будут забыты.

 

Чем дальше мы от этой даты…

Евгений ТРОШИН,

ученик Костровской средней школы:

«Чем дальше мы от этой даты, тем ярче виден подвиг боевой». События и герои Великой Отечественной войны не будут забыты никогда. Память о том страшном времени хранят и экспонаты нашего школьного музея. Мое внимание привлекла папка, переданная детьми нашего земляка-фронтовика Николая Глебовича Рубанова, в которой находятся ксерокопии архивных документов и его фронтовые письма.

Я решил более детально изучить содержимое папки и узнать, какой вклад в Победу внес мой земляк. Николай Рубанов родился в 1911 году в селе Кострове в крестьянской семье. Ему довелось быть участником двух войн: Советско-финляндской и Великой Отечественной.

В сорок первом Николаю Глебовичу было тридцать лет. К концу июня он уже на фронте. А в самом начале августа был тяжело ранен и до февраля 1942 года находился в военном госпитале. После снова вернулся в строй в качестве командира отделения 1162 стрелкового (впоследствии – «Минского») полка 352-й стрелковой (впоследствии – «Оршанской» Краснознаменной ордена Суворова) дивизии.

В составе 20-й армии Западного фронта дивизия участвовала в разгроме немецких войск под Москвой, нанесла фашистам главный удар в направлении города Гжатска (ныне – Гагарина) Смоленской области. В целом ею пройден славный, героический путь.

Николаю Глебовичу не суждено было вернуться домой. Восьмого марта 1944 года во время ожесточенного боя в 20 километрах северо-восточнее белорусского города Орши он погиб. Извещение о гибели мужа Елизавета Максимовна Рубанова получила 24 апреля 1944 года. Деревни Старый Пень в Витебской области, за освобождение которой отдал свою жизнь сержант Рубанов, больше нет. На том месте, где когда-то шли бои, теперь шумит лес. В 1958 году прах Рубанова вместе с останками других погибших был перезахоронен в братской могиле в деревне Петрики Озерецкого сельсовета.

Сведений о наградах нет, но это не значит, что Николая Глебовича не следует считать героем. Долгие четыре года он находился на полях сражений и отдал свою жизнь, защищая Родину. Да и известно ведь, что по некоторым объективным причинам многие награды военной поры остались неврученными.

В память о Николае Рубанове – его фронтовые письма родным: маме – Улите Михайловне, жене – Елизавете Максимовне, детям – сыну Александру и дочери Тамаре. Письма Николая Глебовича как раз и находятся в заинтересовавшей меня папке. Датированы они 1943-1944 годами. Письма эти – свидетели того, как воевал советский солдат, чем жил, что помогало ему перенести тяжелые испытания, чтобы устоять перед врагом и защитить свою семью, свою Отчизну и землю, на которой родился и вырос.

Вот некоторые их фрагменты: «Здравствуйте, дорогая моя супруга Елизавета Максимовна, дорогие сыночек Шура и дочечка Тамара, мама Улита Михайловна… Дорогая супруга Елизавета Максимовна, 29 ночью нам сообщили, что Красная Армия наш Рыльск освободила. Я очень рад… Обо мне не беспокойтесь. Бьем проклятых немцев и идем вперед…». (Письмо написано 5 сентября 1943 года).

Фронтовик заботится о своих близких, в течение двух лет остававшихся на оккупированной территории, он уверен в нашей Победе. Вот строки из последнего письма Николая Рубанова 7 марта 1944 года: «Здравствуйте, дорогая и любимая моя семья… сообщаю, что письма ваши получил, за которые сердечно благодарю. Дорогая супруга Лиза, вы обижаетесь, что стали редко от меня получать письма… Я вас прошу извинить меня за это… настало время, когда приходится на ваше письмо ответ давать в трудной обстановке…

Живите как лучше, воспитывайте детей, чтоб были не хуже людей. А пока до свидания. Остаюсь жив и здоров. Вам желаю в семейной жизни счастья и здоровья…».

Солдат был на фронте, шел в атаку с товарищами, практически ежедневно смотрел смерти в лицо, а в мыслях оставался с родными, вспоминал отчий дом, заботился о самых дорогих ему людях и даже на расстоянии пытался воспитывать детей, желая вырасти им людьми достойными.

Вот такой замечательный наш земляк – Николай Глебович Рубанов, ценой собственной жизни защитивший свое Отечество. Мы – юное поколение ХХI века – гордимся им. И будем хранить о нем память в наших сердцах.

 

Читайте также