Наследие Станислава Герасименко

16 октября 2020

1253

Вот уже год, как нет с нами Станислава Никитьевича Герасименко, которого коллеги называют «выдающимся фотопублицистом и настоящим художником». Воистину: время – мимолетно. Казалось, эти двенадцать месяцев с их небывалыми потрясениями должны были тянуться вечность. А они пролетели, будто несколько волнующих дней. И до сих пор чудится: вот сейчас встретишь его, с фотоаппаратом прогуливающегося по улицам Рыльска; либо увидишь на экране телефона его имя и возьмешь трубку, и он попросит помочь фотографией из архива редакции для своего нового труда… Но нет, не встретится уже Станислав Никитьевич, не позвонит, и новая книга под его авторством не увидит свет…

Между тем, год – всё же срок приличный, чтобы осознать, проанализировать, сделать какие-то выводы. Вот задаешь себе вопрос: почему в нашем районе, чрезвычайно богатом на людей талантливых, только у него получались такие основательные высокопрофессиональные труды? Почему именно его фотоснимки глубже прочих и, даже самые простые по сюжету, продолжают трогать как коллег-фотографов, так и людей неискушенных в этом виде искусства?

А вот почему: он – по жизни сам был человеком основательным. Если брался за дело – всего себя, всю душу вкладывал. Когда он занимался материалом для газеты, а уж тем более книгой, все мысли его были в этом проекте, и все, будьте уверены, – по делу.

Между тем, при всей педантичности он никогда не занудствовал, был открыт для общения, наготове держал подходящую шутку. А еще он всегда давал ценные советы – богатый жизненный опыт позволял подсказывать именно нужные в какой-то жизненной либо профессиональной ситуации действия.

Общаясь и сотрудничая со Станиславом Никитьевичем, как-то не приходилось задумываться, каков он в личной жизни. А между тем, выясняется, он был вполне домашним, семейным человеком. И все эти разносторонние черты характера гармонично в нем уживались. Впрочем, об этих его качествах многие коллеги узнали уже после его ухода. И сегодня, спустя год после этого трагического события, есть повод подробнее познакомиться с биографией мастера.

Родился Станислав Герасименко в Студенке, в большой крестьянской семье. Два его старшие брата – Николай и Никанор – ушли на фронт в сорок первом (еще до рождения Станислава) и сложили головы на поле брани. Отец, Никита Семенович, и мать, Марина Петровна, работали в колхозе.

Свой первый и самый ценный в жизни подарок Станислав получил в шестом классе. Отец долго откладывал «по копеечке», чтобы купить сыну фотоаппарат. И уже в седьмом классе Станислав в областном конкурсе юных фотографов занял первое место.

Студенокскую среднюю школу он окончил с золотой медалью. Но в вуз пока поступать не стал – не на кого было оставить престарелых родителей. Пошел работать: занимался тем, что ему нравилось с детства. Председателю колхоза хотелось выпускать стенгазету, чтобы отражать в ней успехи и проблемы своего хозяйства. Он и предложил заняться этим Станиславу, а одновременно и поработать киномехаником в сельском Доме культуры. Молодого парня, успешно выполнявшего план, вскоре пригласили в киносеть Рыльска.

Потом, когда на родину вернулся брат Анатолий, Станислав уехал в Донецкую область и несколько лет успешно возглавлял киносеть в городе Доброполье, на Украине. У него сохранились добрые воспоминания об этом времени, о людях, с которыми дружил.

Значительная часть жизни Станислава Никитьевича связана с Ленинградом. Он очень любил этот красивейший город мира, город на «державной», по выражению Пушкина, Неве. И уже когда жил в Рыльске, при первой же возможности отправлялся в Ленинград. С удовольствием встречался с коллегами: в этом городе Станислав Никитьевич работал в областной молодежной газете «Смена» фотокорреспондентом. К тому времени он уже окончил Ленинградский фототехникум, отделение фотомастерства факультета кинофотоискусства в Москве и факультет журналистики.

В конце 80-х годов прошлого столетия Станислав Герасименко приехал в родной Рыльский район, работал в «Районных буднях». Бывший в то время редактором «Курской правды» Николай Федорович Безруков лично пригласил Станислава на работу в областную газету. Более двадцати лет колесил он по всей области, готовил материалы на самые актуальные темы.

Это было непростое время. Из командировок добирался на попутках. О цифровой фотографии в конце прошлого столетия еще не было и речи. Нужно было в этот же вечер проявить пленку, напечатать снимки, чтобы в цинкографии изготовили клише, а потом уже появилась фотография в газете. Но трудности, пока были силы, Станислава не пугали. Напротив, без них он не представлял свою жизнь.

В числе лучших его материалы и фотоиллюстрации к ним постоянно отмечались на редакционных летучках «Курской правды». Станислав неоднократно становился лауреатом областного журналистского конкурса имени Валентина Овечкина, удостоен Почетной грамоты Министерства по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций, памятного знака «За труды и Отечество», ряда областных наград и множества почетных грамот. Станислав Никитьевич был членом Союза журналистов России и членом Союза фотохудожников России.

И по профессии, и по духу он – публицист. Вся его творческая деятельность была связана непосредственно с работой в средствах массовой информации. Но, несмотря на большую занятость, он старался выкроить время для создания ярких художественных фотографий.

Как специалист Станислав Никитьевич считал, что фотография вообще – это не простое фиксирование на камеру объектов или моментов времени, это творческий подход к съемке, это как раз фотожурналистика. Художественная фотография – тем более. Прежде всего, это выражение того, как фотохудожник видит окружающий мир: не то, что видит и фиксирует фотокамера, а то, что видит и хочет показать фотохудожник. Для фотографа, занимающегося художественной фотографией, камера – это лишь инструмент для создания произведения искусства, средство раскрытия художественного замысла фотографа.

У Станислава Герасименко было несколько интереснейших фотовыставок, проходивших в Курске в Доме журналиста и собиравших многочисленных поклонников его творчества. Его любимыми жанрами всегда оставались пейзаж и портрет. Людей он снимал подолгу, стараясь уловить каждый штришок в лице и характере. Но зато и снимки в итоге получались великолепными.

Истинно творческий человек отлично знает, что для создания любой значимой работы, кроме таланта, еще очень важны труд, время, терпение. Чтобы снять красивейший летний рассвет, Станислав ночь практически не спал. Со своей камерой он поджидал то идеальное предутреннее время, когда можно будет уловить нужный момент. Да, на это уходило много сил и времени. Зато люди, рассматривающие подобные пейзажи, не могут оторвать от них взгляд…

Работать над полноцветными книгами Станислав Герасименко начал в начале 2000-х. Увидели свет созданные им книги про наш город, про Рыльский Свято-Николаевский мужской монастырь, сотрудничал он и с другими районами. Результатом этой плодотворной работы стали интереснейшие книги о дмитриевском партизанском отряде и о самом Дмитриевском районе, о его знаменитых людях, прославивших свою родину. Самым громким и, к великому сожалению, последним аккордом творчества Станислава Герасименко стала книга «Рыльский край: от древности до наших дней».

Это издание моментально стало библиографической сенсацией. Фотоальбомы о Рыльске выходили и ранее, но столь насыщенного и вместе с тем ёмкого труда, в котором отражены и история, и современность нашего края, еще не бывало. Станислав Никитьевич душу вложил в это издание – только, пожалуй, самые близкие знают, как нелегко далась ему эта работа, возможно, даже подорвавшая здоровье. Но он иначе бы не смог…

Станислав Герасименко оставил богатейшее наследие. Творил не для закрытых хранилищ и архивов – всё предназначено для нас. И теперь наша задача – сохранить это богатство и донести его до будущих поколений. Рыльская общественность вносит предложение установить мемориальную доску на доме, где жил Станислав Герасименко, – в память о мастере.

Юрий Козлов

Фотоработы Станислава Герасименко

 

Читайте также