Многие помнят Сейм судоходным…

12 июля

804

0

Сегодня трудно представить, что когда-то наш Сейм был судоходным. А ведь и полвека ещё не прошло со времени последней навигации, живы очевидцы, сохранившие добрые воспоминания о речном флоте.

Сейм, конечно, – не Волга, но нам он дорог особенно. Тем более, что, как и сам Рыльск, река известна с давних времен – с ХVII века. Находки археологов свидетельствуют о том, что в свое время она была судоходной, «основным путем передвижения» в нашем крае.

Для обеспечения судоходства на реке с 1837 по 1839 год было построено 16 камерных шлюзов оригинальной конструкции, около 60 пристаней и порт в Курске. Торжественное открытие навигации состоялось летом 1839 года. Суда по Сейму ходили около двадцати лет. Но постепенно шлюзы приходили в негодность, да и содержание их было достаточно затратным. К тому же начали более активно строиться железные дороги.

В конце 50-х годов XIX века все сооружения были разобраны, и регулярное судоходство по Сейму прекратилось. Попытка его возродить была предпринята в советское время, причём власти посчитали, что проект экономически выгоден. Но осуществиться в полной мере этим планам помешала война…

Прибытие буксирного катера в Рыльск. Фото Евгения Рыжкова

Вообще возродить речное судоходство пытались не раз. Что касается именно рыльского участка реки, то он знаменателен тем, что в советское время использовался и для перевозки пассажиров. Здесь ходили мелкопосадные буксирные катера и баржи от льговского хутора Жилище до рыльских сел и деревень: Капыстичи, Асмолово, Кольтичеево, Березники, Стропицы. На этом пути был, конечно, и город Рыльск. Три дня в неделю суда следовали до сел, расположенных неподалеку от сахарного завода.

Катер «Василий Фролов» в 70-е годы

В 1968 году рыльский участок речного флота пополнился пассажирским катером «Василий Фролов» – назван именем нашего земляка Героя Советского Союза Василия Михайловича Фролова. От Астрахани до Льгова его транспортировали по железной дороге, а потом спустили на воду, и уже своим ходом он прибыл в Рыльск.

Анатолий Толмачев в 60-е годы

Мой нынешний собеседник – последний капитан-механик «Василия Фролова» – Анатолий Александрович Толмачев. В прошлом он – моряк-подводник, служил на Дальнем Востоке. После демобилизации вернулся в родной Рыльск, устроился на спасательную станцию. Потом перешел на рыльский участок речного флота и работал до закрытия навигации на Сейме. Нынешним летом Анатолию Александровичу исполняется 86 лет. Он рассказывает:

– На катере было 60 мест, буфет. Билет стоил от 15 до 50 копеек – в зависимости от расстояния. На выходные дни его нанимали руководители организаций, чтобы вывезти на природу своих сотрудников – в Липки, Отрадное, Бупел… Для школьников организовывалась экскурсия в живописное место – Якушино, расположенное в 17 километрах от санатория «Марьино», на берегу Сейма, в глубине леса.

На судне, рассчитанном, как я уже сказал, на 60 мест, иной раз собиралось до двухсот пассажиров. Места занимали с 7 утра. «Василий Фролов» в 14 часов уходил из Рыльска, к семи вечера возвращался в Бупел, который находится в Хомутовском районе, неподалеку от села Капыстичи. Там речники, или как нас тогда называли – катеристы, ночевали и на следующий день в 5 утра отправлялись в обратный рейс: Бупел–Рыльск.

На остановках собирали народ. По течению этот участок проходили примерно за пять часов, против течения – за семь. Дорог тогда почти не было, вот и возили в город на рынок людей, а на каникулах катали по реке детей. На «Фролове» был радиоприемник «Спидола», и часто над рекой раздавались звуки фокстрота и танго. В 1970 году был очень большой разлив, школу в Боровском залило по окна.

Из Рыльска на Боровское через Сейм вел понтонный мост, его разводили, и катер тянул две баржи с людьми и машинами на другой берег. Был в Рыльске такой фотограф – Мельников. Жил недалеко от пристани, возле старой бани. Много снимал речной флот, мы его часто перевозили через реку… Очень жаль, что наши фотографии той поры где-то затерялись… А вдруг после вашего материала они у кого-то из родственников фотографа и найдутся? Это будет настоящее чудо.

Мы еще долго говорили с Анатолием Александровичем, он вспоминал все новые и новые подробности. К нашей беседе присоединилась Лидия Павловна, жена капитана, кое-что дополняла и уточняла. Жизнь они прожили вместе, и воспоминания у них тоже общие.

В начале 70-х годов река начала мелеть. В связи со строительством Курской АЭС с водохранилищем снизился уровень воды в ней. Летом фарватер вообще зарастал травой. Речники предпринимали попытки самостоятельно почистить русло, но безуспешно.

В последнюю свою навигацию катер сел на мель в районе горы Синайки – речники натолкнулись на кирпичную кладку и положили «Фролова» на грунт. И первого августа 1974 года по решению Рыльского райкома партии навигация на Сейме была закрыта полностью. Катер поставили на стоянку в Рыльске и списали. Остались только немногочисленные фотоснимки и чудом уцелевшая запись 1970 года с кинокамеры Владимира Семеновича Моисеенко – бывшего ведущего конструктора завода чертежных принадлежностей.

Сегодня актуальна проблема развития туризма, вспомнили о реках… Работы по реабилитации Сейма в рамках нацпроекта «Экология» в Курской области были начаты в 2019 году. В Рыльске по инициативе последнего капитана Анатолия Александровича Толмачева, краеведа, капитана-механика речного флота Александра Алексеевича Соломонова, энтузиаста Евгения Владимировича Земенкова планируется к 50-летию последней навигации установить памятный знак на месте стоянки катеров рыльского речного флота.

Виктория Хоменко

 

Читайте также