Дыхание акварели

31 июля

1480

0

Художник – это не профессия, это состояние души, тесно переплетенное с талантом. Только настоящий мастер, на мой взгляд, способен не просто видеть окружающий мир и изображать его на своих полотнах. Он смотрит глубже и шире, тонко подмечает то, чего не хватает миру, и умело передает все это в своих картинах. Потому творчество художников, вне зависимости от того, в каком жанре они работают, не может оставить равнодушным созерцателей их полотен.

Согласитесь: нравится нам картина или нет, вряд ли можно поспорить с тем, что художники – всегда люди яркие, самобытные и многогранные, которые стремятся сделать наш мир прекраснее. Именно такие ощущения рождаются в душе, когда видишь натюрморты молодого курского художника Сергея Торшенко. Его персональная выставка «Летняя палитра» поистине украсила зал Рыльского краеведческого музея. Глядя на эти картины, сложно поверить, что написаны они твердой мужской рукой в лучших традициях акварельной живописи.

Сергей вырос в семье известных в Курске художников – Ларисы Саевой и Игоря Торшенко. С раннего детства наблюдал за тем, как родители создают свои картины. Они часто водили его на различные выставки, да и дома у них всегда было много полотен, создававших особую творческую атмосферу. Родители видели заложенные природой художественные способности сына, поэтому старались максимально их развивать. Уже с пяти лет Сергей участвовал в выставках, а первая персональная экспозиция, на которой было представлено 60 работ, проходила в школе, когда мальчик учился в седьмом классе.

Но, несмотря на успехи на творческом поприще, он не хотел поступать на художественно-графический факультет, потому что понимал: эта профессия не принесет ему хорошего заработка. После окончания школы Сергей решил учиться в Курском политехническом колледже по специальности «сервис и ландшафтный дизайн», но через два года понял, что его призвание – живопись и он хочет в совершенстве овладеть сложным мастерством. Юноша все же поступает в Курский госуниверситет. Особенно легко во время учебы на худграфе Сергею давались специальные предметы. При этом он много занимался дополнительно, внимательно прислушивался к советам педагогов, среди которых молодой человек особенно выделяет Валерия Цымбулова – хорошего друга известного рыльского художника Анатолия Шавлова.

Уже десять лет Сергей Торшенко работает преподавателем в художественной школе №2 города Курска, где некогда учился сам. При этом ему удается совмещать трудовую деятельность с личным творчеством. Молодой художник пробовал свои силы в разных видах изобразительного искусства: писал маслом пейзажи, создавал графические картины. Но со временем понял, что ему не хватает яркости, насыщенности цвета, прозрачности и нежности красок, поэтому занялся акварельной живописью. Сейчас в его коллекции десятки натюрмортов, главными героями которых становятся цветы, фрукты, куклы. Зачастую утро молодого художника начинается с поездки на рынок.

– Меня там уже хорошо знают, и никто не удивляется тому, в каких количествах я покупаю букеты. И если у вас в холодильнике лежат продукты, то у меня он снизу доверху просто забит цветами. А как их еще сохранить в жаркую летнюю погоду?! – с улыбкой рассказывает Сергей.

– Но акварель – непростая техника. Нам еще на уроках рисования в школе учитель рассказывал, что порой художникам приходится извести немало листов бумаги, чтобы создать настоящий шедевр.

Люпины. Бумага, акварель

– Да, акварель часто называют самой непослушной и капризной краской. С ней трудно работать, так как она непредсказуема и требует от художника максимальной сосредоточенности. Поэтому многие приходят к акварели уже после 40 лет, когда наберутся достаточного опыта, – продолжает художник. – Мне удалось победить страх перед бумагой. Главное, что я понял, – не нужно бояться и рисовать по шаблонам, надо пробовать, экспериментировать. А хороший, качественный лист бумаги сам тебя «выведет» в правильном направлении.

Прежде чем приступить к работе, Сергей тщательно продумывает и собирает будущую композицию в зависимости от настроения. Потом он берет чистый лист бумаги, кисти, краску, и постепенно на абсолютно белом материале появляется шедевр. В лучах солнечного света пышно расцветают нежные весенние первоцветы, яркие нарциссы, благородные розы, невероятно красивые и грациозные люпины, лилии, хризантемы. Они словно наполняют воздух нежным тонким ароматом. Мелкие детали, тонкая прорисовка, смешение нескольких оттенков краски делают работы неповторимыми, в них чувствуются утонченный вкус автора, его эмоциональность и филигранный талант.

Свои картины Сергей пишет дома, где собственными руками он обустроил творческий уголок: сделал удобный натюрмортный столик с полочками и ящиками, в которых хранятся специальная посуда, инвентарь, краски, кисти. Есть здесь и коллекция фарфоровых кукол, которые художник часто изображает на картинах. Сергей сетует на то, что хорошая импортная бумага (а работать он предпочитает с французской) стоит очень дорого, да и во время пандемии купить ее стало сложнее.

Когда я пришла на встречу с Сергеем в краеведческий музей, то застала его у полотна английского художника Алана Рамзея «Портрет Софии Шарлотты Мекленбург-Стрелиц». Именно с этой картины, по словам курянина, началась его дружба с директором музея Татьяной Рыковой.

– Около десяти лет назад произведение искусства второй половины XVIII века воссоздавалось в картинной галерее имени Дейнеки, мне посчастливилось наблюдать за нелегкой кропотливой и долгой работой реставраторов. Эта картина, написанная маслом, интересна тем, что она технически сложная, а образ героини взвешенный и точный. В один из дней в галерею приехала Татьяна Егоровна, настаивавшая на том, что после реставрации полотно должно вернуться в Рыльский краеведческий музей. Мы познакомились с ней, разговорились. Неспроста. Мое детство прошло в Износково, там родился отец, там же до сих пор живут бабушка и дедушка. Я часто бываю у них в гостях. Это моя малая родина.

В деревне писать картины у Сергея, по его словам, не получается. Приходится много помогать родным по хозяйству, а это не позволяет в полной мере сосредоточиться на творчестве. Но он нашел себе другое увлечение – занимается «фотоохотой», снимает пейзажи, диких животных, птиц, насекомых. Бывает, часами пропадает на природе, старается запечатлеть на фотографиях всю ее красоту, нетронутую цивилизацией. Особенно любит Сергей бывать в селе Званном Глушковского района. А несколько лет назад в нашем музее проходила выставка его фоторабот «Прекрасные мгновения лета».

В свободное время своими руками он мастерит «домики» для птиц, подкармливает их. И в некоторых из них птицы теперь живут круглый год. А в этом году в одном таком «жилище» у сов вывелись птенцы.

Вообще, Сергей не позволяет себе лениться, не любит сидеть без дела и постоянно во всем ищет вдохновение для будущих работ. Молодой человек не проводит бесцельно время в интернете, у него нет смартфона, он не зарегистрирован ни в одной социальной сети, так как считает, что все это отнимает много времени и опустошает душу. В круговороте дней, несмотря на колоссальную занятость, Сергей находит время, чтобы почитать интересные книги о художниках, природе, путешествиях.

– Мой главный критик и советчик – мама. Наш взгляд на одну и ту же картину может не совпадать, но, тем не менее, я стараюсь прислушиваться к ее мнению, – говорит Сергей. – А вообще, самая благодарная публика на выставках – дети. Их искренние эмоции, чистый взгляд, умение радоваться мелочам доставляют истинное удовлетворение своей работой.

Выставка Сергея Торшенко в краеведческом музее продолжает работать. У рылян еще есть возможность познакомиться с невероятно интересной экспозицией, которая, наверное, заставит каждого посетителя по-новому посмотреть на привычные для нас вещи.

Светлана Беседина

 

Читайте также