Автор книг вечной актуальности

13 декабря 2019

432

В России заканчивается год Даниила Гранина, объявленный в честь его столетия и заслуг перед Отечеством. Писатель достоин этой памяти – таково мнение людей, знакомых с его творчеством, общественной деятельностью, жизненными принципами. К сожалению, есть среди нас и те, кто практически ничего не знает о Гранине. Поэтому тем более важно рассказать об этом талантливом и смелом во взглядах и поступках человеке, заразить многих желанием прочитать его книги.

В конце ноября в Петербурге, на Дальневосточном проспекте, открыли памятник Даниилу Гранину. Монумент установлен рядом с библиотекой, носящей имя писателя. Церемонию открытия посетил президент Владимир Путин, подчеркнувший:

– Сам Гранин, его личность впитали лучшие черты его родного города, олицетворяли характер подлинного интеллигента – честного, совестливого, порядочного.

Да, Петербург для Даниила Гранина – родной дом: здесь он жил, работал, творил. Но родина знаменитого писателя – Рыльский район, поселок Волынка Пригородненского сельсовета. Именно поселок (а не село и не деревня) – таков статус данного населенного пункта. Рыльскому журналисту Вячеславу Герасимову удалось разыскать женщину – уроженку Волынки. У Валентины Прокопенко остались воспоминания детства о том, что здесь же жила семья Александра Даниловича Германа – так звали отца будущего писателя. Гранин – литературный псевдоним Даниила Александровича, который он взял уже в 50-е годы прошлого столетия по просьбе своего однофамильца писателя Юрия Германа.

Учась в ленинградской школе, Даниил (тогда еще Герман) страстно любил историю и литературу. Но ему легко давалась и физика. И родители настояли на том, чтобы сын получил профессию инженера. В 1940 году молодой человек окончил Ленинградский политехнический институт по специальности гидроэлектрические станции. Устроился на Кировский завод старшим инженером экспериментальной группы электросилового цеха, с которым одновременно связаны и первые опыты его литературной работы: будучи заместителем секретаря комитета комсомола, Даниил Герман готовил статьи для заводской многотиражки.

Все дальнейшие жизненные планы спутала война… Уже в июле 1941 года Герман вступил в ряды формируемой 1-й Ленинградской стрелковой дивизии народного ополчения. В качестве рядового пехотного подразделения провел первую блокадную зиму. А потом его направили в танковое училище, откуда вышел офицером. Воевал на Ленинградском и Прибалтийском фронтах, победу встретил в звании капитана.

Уже в конце жизни сам Гранин признавал, что его литературные произведения, которые принято считать автобиографичными, «содержат элементы художественного вымысла и не являются полностью идентичными» его автобиографии. Но ставшая знаковой для самого Даниила Гранина, написанная вместе с Алесем Адамовичем, «Блокадная книга» создана на документальном материале о героическом сопротивлении Ленинграда вражеской блокаде – хроника того, как для одних ленинградцев это испытание стало школой стойкости духа, а для других – «дорогой к расчеловечиванию». Эта работа вызвала недовольство руководства Ленинградского обкома КПСС, считавшего высказывания Гранина о деятельности руководителей СССР «неправильными и необъективными». Но писатель, лично прошедший через блокаду, придерживался собственного мнения. Он всегда отличался смелостью и, как и его герои, сам «шел на грозу».

Война занозой впилась в его сердце и оттого боль его не утихала до конца дней Даниила Александровича. Выступление 95-летнего Гранина в немецком бундестаге многие современники назвали «истинным подвигом». Предусмотрительные хозяева встречи поставили для него за трибуной кресло, но от предложения сесть Даниил Александрович отказался и почти час выступал стоя. Его попросили рассказать о блокаде… И он рассказал, поведав депутатам о чудовищных буднях блокадников, на 900 дней оставшихся без продовольствия, воды, канализации, электроэнергии и отопления.

– Сегодня у нас в Петербурге люди идут на Пискаревское кладбище… чтобы вспомнить и отдать должное всем, погибшим в годы блокады… выразить любовь и память к тем людям, для которых это была трагичная и жестокая история, – начал свое выступление Даниил Александрович. – Никакого подвоза продовольствия не было. Надвигалась зима, и как назло лютая: тридцать – тридцать пять градусов. Огромный город лишился всякого жизнеобеспечения. Его ежедневно нещадно бомбили, обстреливали с воздуха. Наша часть находилась недалеко от города, можно было пешком дойти, и мы, сидя в окопах, слышали разрывы авиабомб и даже ощущали содрогание земли. Бомбили ежедневно. Начались пожары, горели дома. Так как нечем было заливать – воды не было, водопровод не работал, – они горели сутками. И мы с фронта, оборачиваясь назад, видели эти столбы черного дыма…

Гитлер приказал в город не входить, чтобы избежать потерь в уличных боях, где танки не могли участвовать. Восемнадцатая армия фон Лееба отбивала все наши попытки прорвать кольцо блокады. Немецкие войска, по сути, весьма комфортно, без особых трудов ожидали, когда наступающий голод и морозы заставят город капитулировать. Фактически война становилась не войной, война со стороны противника становилась ожиданием, довольно комфортным ожиданием капитуляции…

В своем выступлении Гранин приводил шокирующие подробности «дьявола блокады»: например, рассказал о матери, которая не стала хоронить своего умершего зимой от голода трехлетнего сына, а положила маленькое тельце между окон и каждый день отрезала по кусочку, чтобы накормить дочь и спасти ее от смерти. Так Гранин пытался донести до сознания немецких депутатов ужасы той блокады, которую устроил ленинградцам Гитлер.

Война в творчестве Даниила Гранина занимает большое и важное место. Вот как сам он объяснял и появление «Блокадной книги» и то, почему такое серьезное внимание уделено военной тематике: «Я возненавидел немцев не только как противников, солдат вермахта, но и как тех, кто вопреки всем законам воинской чести, солдатского достоинства, офицерских традиций уничтожал людей. Я понимал, что война – это всегда грязь, кровь, – любая война… наша армия несла огромные потери – до трети личного состава. Я долго не решался написать о своей войне. Но все-таки написал… Рассказал о том, как я воевал. Зачем я это сделал? Наверно, это было подспудное желание рассказать всем моим погибшим однополчанам, которые погибали, не зная, чем кончится эта война, не зная, будет ли освобожден Ленинград. Я хотел сообщить им, что мы победили, что они не зря погибли. Вы знаете, существует такое сакральное пространство, когда человек возвращается в сострадание и духовность. В конечном счете всегда торжествует не сила, а справедливость и правда. И это чудо победы, любовь к жизни, к человеку».

Гранин был не только смелым творцом, но и решительным, бесстрашным гражданином. Он подписал опубликованное в газете «Известия» так называемое расстрельное «письмо сорока двух» – публичное обращение группы известных российских писателей к гражданам, правительству и президенту страны. Речь шла о событиях в Москве 3 октября 1993 года. Авторы письма, в числе которых – Дмитрий Лихачев, Булат Окуджава, Василь Быков, Виктор Астафьев, Алесь Адамович, Анатолий Ананьев, Борис Васильев и многие другие яркие представители русской литературы, требовали от президента Бориса Ельцина решительных действий: в частности, ужесточить законодательство, ввести санкции «за пропаганду фашизма, шовинизма, расовой ненависти». Писатели предлагали также запретить и «разогнать» все незаконные военизированные и вооруженные формирования на территории страны.

Реакция на это письмо у разных людей была неодинаковой. В том числе и у собратьев по перу: одни одобряли, другие осуждали. Но, как мы теперь уже знаем, жизнь всё расставила по своим местам, зерна отделены от плевел, а Даниил Гранин остался в истории как человек с сильным характером, способный отстаивать принципиальную позицию на любом уровне.

Он открыто и честно высказывал свое мнение и во время общения с нынешней государственной властью. Но, возможно, именно за эту искренность его и ценил президент Владимир Путин, отметивший во время открытия памятника Даниилу Гранину, что «наследие писателя будет востребовано всегда, потому что в своих произведениях он подчеркивал значимость человека и непреходящих ценностей – милосердия, добра и сострадания».

В одном из своих интервью Гранин говорил: «К сожалению, сейчас только одна идея – обогащайтесь, кто как может. Вот какая у нашего общества идея. А моя личная идея – сохранить порядочность, честность, интеллигентность». Так что не случайно Даниила Александровича современники называли «нравственным камертоном, носителем нравственности для всей страны».

Герои целого ряда произведений Даниила Гранина – служители науки. Это не удивительно: он сам – инженер, учился в аспирантуре, занимался научными исследованиями. Гранин, воспевая науку, стремился определить, какое место в нашей стремительно развивающейся жизни отводится человеку. Известность писателю принес его роман «Искатели», опубликованный в 1955 году. В центре повествования – ученые, изобретатели, их нравственный кодекс и гражданская позиция.

Лично у меня любимое произведение Даниила Гранина – роман «Иду на грозу», в котором автор его продолжает тему служения науке. Молодые ученые-физики исследуют природу грозы, наводящей на людей суеверный ужас, хотят научиться управлять ею до такой степени, чтобы по собственному желанию вызывать ее или прекращать. Главные герои – двое друзей-физиков, которые очень различаются по характеру и занимаемой ими позиции. То есть в основе романа – опять-таки то, что более всего ценил Гранин – нравственность, морально-этический облик человека.

Есть в творчестве писателя и замечательные эссе: например, о Пушкине – «Два лика»: «Русский царизм, самодержавие с детства воплотились для меня в облике Николая I. Никакой другой царь, даже Николай II, не вызывал такого гнева и злости, как именно Николай I. Конечно, это было связано и с Пушкиным. Николай убил Пушкина»…

И далее автор высказывает гениальные суждения о поэме Пушкина «Медный всадник», которая не была напечатана при жизни Александра Сергеевича всё по той же причине: царь запретил. «Ненапечатанный «Медный всадник» словно прорвался в предсмертном вызове «Памятника», – пишет Даниил Александрович. – Николай и его шеф жандармов не поняли, что ненапечатанные, запрещенные вещи иногда страшнее и действеннее напечатанных».

Творчество Даниила Гранина – грандиозно. За свои 98 лет он создал столько замечательных произведений! Их надо читать, наслаждаться великолепным слогом автора, его мудростью, личными моральными качествами. Талант Гранина многогранен. Он раскрылся еще и как великолепный киносценарист.

В средине декабря завершается культурологический марафон «Все грани Гранина», приуроченный к столетию писателя. Он стартовал в Курске и прошел еще в шести городах России, включая Москву и культурную столицу – Санкт-Петербург.

В нашем районе на территории Пригородненского сельсовета, на месте бывшей Волынки, при поддержке Российского книжного фонда планируется строительство культурологического центра «Колыбель»: часовня в честь небесного покровителя писателя – библейского пророка Даниила, музей творческого наследия Даниила Гранина, комплекс с открытой сценой для проведения ежегодного «Гранинского фестиваля».

– Я вместе с вами горжусь, что рядом с такими именами рылян, как Григорий Шелихов, Алексей Домбровский, Владимир Мавродин засверкает еще одно яркое имя – Даниил Гранин, – говорил во время одной из встреч с рылянами губернатор Роман Старовойт.

Недавно в Рыльской межпоселенческой библиотеке было проведено мероприятие «И жизнь, и сердце, отданные людям». Посвящено оно столетию талантливого писателя и нашего знаменитого земляка. Говорили о его книгах, сценариях, обменивались впечатлениями от прочитанного и увиденного. А с экрана звучал голос самого Гранина – будто бы беседовал с нами живой Даниил Александрович…

Анна Белунова

Читайте также